Логотип рязанской газеты "Благовест"

Грех библейского Хама

Одно из главных событий 2010 года – это 65-летний юбилей Победы в Великой Отечественной Войне. Цементирующий наше государство в новейшей его истории праздник казался всегда незыблемым, а Победа и ее значение – неоспоримыми. Но сегодня уже нередко в СМИ можно услышать и другие мнения. Об этом доктор исторических наук, президент Фонда исторической перспективы, член Комиссии по противодействию попыткам фальсификации истории Наталья НАРОЧНИЦКАЯ говорила с журналистами на последнем фестивале Союза журналистов России.

Нынешний век – это век информационного общества, а значит, манипуляция общественным сознанием является одним из главных инструментов политики.

Что происходит сегодня в медиапространстве?

Полностью извращается не только ход Второй мировой войны, искажается не только трактовка значения того или иного фронта, и прежде всего ведущей роли нашего народа в разгроме Гитлера, но подвергается изменению сама трактовка смысла войны.

Даже в период холодной войны, когда была очень велика идеологическая составляющая противоборства сторон и каждая из сторон отождествляла свои собственные национальные интересы с вселенскими идеалами, поэтому противник становился не просто противником, а врагом света, – даже в тот период никто на Западе никогда не обвинял Советский Союз в развязывании Второй мировой войны, никто никогда не отождествлял коммунизм и нацизм и не пытался трактовать пакт Молотова-Риббентропа как «спусковой крючок» войны. Все понимали, что эта была война за право народов на собственную историю. Сегодня же трактуется, что это была война за американскую демократию, а главным преступлением гитлеровской системы было отсутствие демократии. А так как Советский Союз тоже был тоталитарным государством, в нем не было демократии американского типа, то, значит, просто временно пришлось сотрудничать с одним из двух тоталитарных монстров, одинаково отвратительных, для того чтобы разгромить наиболее агрессивного на том этапе, а потом сдерживать второго, продолжив войну с ним уже другими методами.

Никогда в 50-60-е годы таких акцентов не было ни в политологии, ни в политике. Никогда не было отождествления коммунизма и нацизма, все политологи считали антитезами коммунизм как идею и гитлеровский нацизм, потому что анализ этих систем был более глубоким и не становился инструментом пропаганды, как сегодня.

И, наконец, важной темой является геополитика Второй мировой войны. Послевоенное устройство мира было предметом соглашений, которые были подписаны не только Сталиным, но и Рузвельтом, и Черчиллем, это были коллективные договоренности, которые соблюдались. Даже перед вводом войск в Чехословакию Советский Союз известил об этом США и НАТО, те пожали плечами и сказали, что это относится к зоне, отведенной Рузвельтом и Черчиллем влиянию Советского Союза. Теперь трактовка событий меняется.

Началось всё с книг немецкого историка Эрнста Нольте, которые вышли в начале 70-х годов, где он трактует Вторую мировую войну не как войну против гитлеровской доктрины безудержной экспансии, оправдываемой доктриной природной неравноправности людей и наций и объявлением наций историчными и неисторичными, а как всеевропейскую гражданскую войну между двумя тоталитарными идеологиями раскола – фашизмом и коммунизмом. Запад в 70-е годы начинает интуитивно искать концепцию, которая, с одной стороны, не реабилитировала бы фашизм, этого никто бы не позволил, но тем не менее избавляла бы Запад от вины за появление фашизма.

Что можно сказать по поводу отождествления коммунизма и нацизма? Вы знаете, ученых-биологов подняли бы на смех, если бы они объявили гусеницу бабочки и медвежонка коала существами одного биологического типа только потому, что они сидят на эвкалипте и едят листья. Это совершенно разные существа. Что такое коммунизм? Это часть философии прогресса, выросшей из западноевропейской философии, идея всеобщего всемирного равенства и движения мира к единому образцу, где нет ни наций, ни господ, ни рабов. На алтарь этой вселенской цели нациям предлагалось положить всё национальное, и надо было даже сочувствовать другим, если они были ближе к осуществлению этой цели. Что такое гитлеровский нацизм? Прежде всего, это доктрина природной неравнородности людей и наций. Это отступление от главного тезиса монотеистической цивилизации об этическом равенстве людей и наций перед Богом, когда одна мораль для царя и раба, и все будут судимы по одним и тем же критериям.

Коммунизм хотел даже свое национальное положить на алтарь вселенского, а гитлеровский нацизм собирался превратить свою нацию в нацию господ и положить к ее ногам рабов. Что может быть более противоположным? Никто из западных политологов в 50-60-е годы не считал эти системы схожими, они всегда считались антиподами, хотя никакой симпатии к коммунистической идее и особенно к воплощению ее на практике у западных политологов тогда не было.

Теперь поговорим о начале Второй мировой войны и роли Советского Союза. Сейчас говорится, что Вторая мировая война началась с нападения Гитлера на Польшу. Закончилась Вторая мировая война, по всеобщему признанию, поражением Японии, значит, война в Азии является частью Второй мировой войны. Почему же никто не спрашивает, когда началась война в Азии? Китай уже к 1938 году потерял около 20 миллионов человек из-за японской агрессии. К этому времени Италия уже захватила Албанию, в Абиссинии применила отравляющие вещества, там погибло 200 000 человек. Лига Наций пыталась вмешаться, но США заявили о своем нейтралитете, Британия тоже. К этому времени Гитлер в мюнхенском сговоре получил право терзать Чехословакию, сначала просто ее расчленил, потом полностью захватил. Кто участвовал в разделе Чехословакии с санкции демократических стран? Гитлеровская Германия, Венгрия и Польша. Польша, во главе внешнеполитического ведомства которой стоял ученик Пилсудского и его последователь Юзеф Бек. В отличие от Пилсудского, который ненавидел и русских, и немцев, Бек был германофилом. У него в кабинете даже был портрет Гитлера. Вся его политика заключалась в том, чтобы выторговать своей лояльностью Гитлеру какой-то кусочек из его завоеваний на Востоке, то есть прежде всего за счет Украины и Литвы, и, может быть, сделать так, чтобы в благодарность за такую политику Гитлер в походе на Восток Польшу обошел.

Надо было быть очень одурманенным русофобией, чтобы не понимать, что для той части немецкого геополитического мышления, которая шла к необузданной экспансии, поляки не значили вообще ничего. Это был служебный инструмент, и Гитлер прямо говорил, что каждая польская дивизия сэкономит жизни немецких солдат.

Но сейчас при анализе начала войны акцент всё равно делается на нападении на Польшу, и тогда можно обойти и предать забвению такую позорную страницу истории, как мюнхенский сговор, который фактически был санкцией на масштабный передел европейских границ с уничтожением суверенного государства – Чехословакии. По существу, по масштабам целей и ультиматумов ввода войск это был уже передел Второй мировой войны, и периодизация войны вызывает вопросы. Если же делать акцент только на нападении на Польшу, как хотят поляки, которые желают быть либо героями, либо мучениками и не хотят признать ошибок своего правительства, то можно переводить стрелки на Советский Союз и представлять его соучастником Гитлера.

Фонд исторической перспективы, президентом которого я являюсь, во взаимодействии с комиссией по противодействию фальсификации истории, выпустил сборник статей «Партитура Второй мировой войны. Кто и когда начал войну?». В этом сборнике есть статья знатока документов В.М. Фанина, который приводит редчайшие факты, свидетельствующие о том, как вела себя Великобритания накануне Второй мировой войны. В его статье подробно рассказывается о том, что происходило в 1939 году. Немецкие документы говорят нам о том, что дата нападения на Польшу была определена Гитлером не после пакта Молотова-Риббентропа, а 1 марта 1939 года, а в апреле уже разрабатывались планы военной операции.

Да, мы «наградили» коммунизмом Восточную Европу, но, переворачивая страницу истории в начале 90-х, не надо было глумиться над жизнью отцов, совершая грех библейского Хама. Надо было с христианским смирением оценить историю взлетов и падений, грехов и заблуждений, признать, что всё это – нами сотворенное, значит, наше, и мы сами с этим разберемся. Не надо было позволять другим глумиться над нашей историей. В Восточной Европе сравнивают этот советский контроль с гитлеровским режимом – мол, это было то же самое, что было бы при Гитлере. Нет, не то же самое. Люди без своего языка, без культуры, едва умеющие читать географические указатели на немецком языке – такими стали бы народы Восточной Европы под властью Гитлера. Поэтому делать такие сравнения абсолютно неправомерно, ненаучно, не говоря уже об аморальности таких заявлений.

Я думаю, что дальше будет только хуже, потому что идет вот такая смена трактовки Второй мировой войны, причем не просто переоценка нашей роли и удельного веса в победе. Это делается для того, чтобы задним числом объявить СССР таким же преступным государством, как гитлеровский рейх, подвергнуть его виртуальному «Нюрнбергскому процессу», а потом подвергнуть сомнению все те решения, под которыми стоит подпись СССР, а это не только территориальное устройство послевоенной Европы, это важнейшие международно-правовые документы второй половины XX века. А правопреемником Советского Союза по всем позициям является наша сегодняшняя Россия. Поэтому борьба с этими инсинуациями является не просто данью оскорбленной гордости великороссов, но это дело государственной политики, всех граждан России, любящих свою страну.

Печатается в сокращении

 

 

 

 

 

 

В начало

Свет Вифлеема

Из Рождественского послания Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Обращение к Патриарху

В связи с ратификацией Правительством РФ Европейской Социальной Хартии.

Вновь Рождество

Архиепископ Рязанский и Касимовский Павел

Обручение с Церковью

Он был завсегдатаем нашей областной молодежки, а потом  завсегдатаем Иоанно-Богословского монастыря.

Грех библейского Хама

Нынешний век – это век информационного общества, а значит, манипуляция общественным сознанием

Казаки– опора Церкви

Сегодня настало время, когда Церковь и казачье сообщество должны тесно взаимодействовать во благо народа нашего

Не плюй через плечо

На вопросы  читателей  отвечает клирик Борисоглебского собора г.Рязани иерей Георгий Чернышов

Новая жизнь в Солотче

Молодежная страница.

Чего мы достойны

Кризис личности. И причину всех болезней следует искать именно в нем.

Запредельная территория

Имя Севы Гаккеля хорошо знакомо петербуржцам среднего возраста: экс-музыкант «Аквариума»

Кто, если не я

Лидер этого волонтерского движения «Поможем вместе» Инна Сучкова

ОБКУРЕННЫЙ ПЕТУХ

Взгляд из песочницы.

Рай из «ящика»

Порой телевизионщики говорят о духовности так, что поневоле думаешь – лучше бы они совсем этого не делали.

СИМВОЛ СМИРЕНИЯ

«Для меня Рождество Христово в первую очередь – рождение Спасителя.»

Наталья НАРОЧНИЦКАЯ