Логотип рязанской газеты "Благовест"

Игорь ЕВСИН

Юродивые прозорливцы и архимандрит Авель (Македонов)

Божьи Угодники встречались архимандриту Авелю с детства.

Первой из них была юродивая девица Анна, ходившая молиться в Скорбященскую церковь. В народе ее звали просто – Нюша.

– Еще мальчиком, – вспоминал отец Авель, – любил я ходить ко всенощной пораньше. Тогда прямо в церкви, у входа, матушки пекли просфоры, а я им частенько помогал.

Однажды, это было осенью, пришел я на всенощную, в храме темно… Вдруг вижу из-за колонны свет. Нигде ничего не горит – ни лампадки, ни свечи. Откуда же взялся свет? Подошел потихоньку, а там перед иконой Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» Нюша молится и как бы светится вся… Как только она услышала шаги, сразу прекратила молиться и стала, как обычно, блажить, «дурачиться».

Другой случай произошел в 1945 году. Владыка Димитрий хотел рукополагать меня во диакона. Однажды пришел я в храм, и монахини попросили меня читать часы. Так как я их никогда не читал, то запнулся. А одна из монахинь говорит:

– Во дьякона собрался рукополагаться, а часы читать не умеет.

Внутренне я с этим согласился и решил пойти к владыке, отказаться от рукоположения. Повременить. Когда вышел из храма, то увидел, что навстречу идет юродивая Нюша и говорит:

– Ты, мой приятный, куда идешь?

Я сказал, что иду к владыке. Тогда Нюша развернула меня лицом к храму и говорит:

– Иди в храм, молись. И запомни – дьякона часов не читают.

Так она вразумила Николая.

А вскоре с ним произошел странный случай. Работал он на пасеке. И вдруг у него неожиданно появилась сильная тревога. Да такая сильная, что безо всякой причины захотелось плакать. Тогда он решил пойти к своему духовному наставнику, владыке Димитрию, спросить, в чем может быть причина такого состояния. «Может это к моей смерти, – думал он, – кругом война, немцы город бомбят, смерть-то, она рядом ходит… Может быть мне пришла пора умирать и надо как-то особенно подготовиться к этому».

«Как мне потом рассказывали, – вспоминал архимандрит Авель, – в тот день от владыки Димитрия помощница понесла на почту письма. А он ей и говорит:

– Мария Ивановна, ты дверь-то не закрывай, ко мне сейчас Коленька придет.

– Хорошо, владыка, – сказала она.

А когда я подходил к епархиальному управлению, она сошла с крыльца и увидела меня. Помню, спросила:

– Когда же ты договорился о приеме? Иди, архиепископ Димитрий ждет тебя.

Конечно, никакого договора не было, но я ничего не ответил, вошел в приемную архиерея, благословился и рассказал ему о своем состоянии.

– Ангел мой, – сказал владыка Димитрий, – это душа твоя предчувствует, что в Совете Вышнем решена твоя судьба. По Божией Воле ты должен принять сан диакона.

А я мечтал, что владыка пострижет меня в монахи. И потому сказал:

– У меня ведь ни слуха, ни голоса нет для дьяконского служения, – сказал я.

– Ты что, рыба, что ли, безголосая? – сказал владыка Димитрий, – Преподобный Серафим Саровский тоже не обладал ни слухом, ни голосом, а вся Россия его слышала. Твое диаконство – это воля Божия».

Конечно же, я не мог ослушаться и в 1945 году,  в день празднования иконы Божией Матери «Всех Скорбящих радость»,  принял диаконский сан.

Вскоре после рукоположения диакона Николая стали постигать искушения. И вновь в его жизни стали происходить события, связанные с блаженными простецами, которым Господь даровал прозревать помыслы людские.

В то время в Скорбященский храм часто приходил юродствующий старец Александр Белкин. Принимая на себя личину ненормального человека, он обличал людские пороки. И мог делать это гласно, прилюдно и без боязни. Какой может быть спрос с ненормального?

Несмотря на кажущуюся грубость, его обличения приводили ко спасительному пути покаяния.

Блаженный Александр уберег от греха тщеславия молодого диакона Николая Македонова, которого хвалили за хорошее чтение Евангелия на Литургии. Архимандрит Авель вспоминал:

– Однажды, когда я начал читать Евангелие и воцарилась в храме полная тишина, пришел ко мне помысел: «Вот, как я хорошо читаю, все затихли и меня слушают». И только я так подумал, подскочил ко мне блаженный Александр и говорит:

– Вот как я хорошо читаю, вот как я хорошо читаю!

С большим смущением дочитал я Евангелие и с тех пор старался не допускать таких мыслей.

Однако, избавившись от одного искушения, отец Авель стал бороться с другим. Иногда на молитве у него появлялась немощь, вызывавшая желание уйти из храма.

– Однажды, – рассказывал архимандрит Авель, – молился я в алтаре. Но молитва не шла. Трудно было стоять, словно на мне была какая-то тяжесть. Клонило ко сну. Я подумал о том, что, может быть, мне лучше уйти. Но достоял до конца службы. А по ее окончании, у выхода из храма ко мне вдруг кинулся блаженный Александр и замахнулся на меня палкой, чтобы ударить. Я увернулся и сбежал со ступенек паперти. А он стал догонять. Пришлось бежать от него дальше – вдоль по Скорбященскому кладбищу. Обернувшись, я увидел, что блаженный остановился. Его обступил народ. Люди закричали: «Что же ты, Александр Николаевич, напал на нашего отца диакона, ведь он у нас хороший…». «Да разве я на него напал? Не видели вы, что на нем бес сидит. Мешает ему в храме молиться. Вот я беса-то и прогнал…».

И действительно, тяжесть, которая одолевала меня на молитве, прошла. Осталось лишь покаянное чувство за греховный помысел.

Потом я рассказал о своей немощи во время молитвы епископу Димитрию.

– Раньше мне было приятно молиться, а сейчас молюсь холодно, шаблонно.

– Послушай, – сказал на это владыка, – ты же в деревне родился. Когда овца домой, не желает идти, хозяин что делает?

– Прикармливает ее, – ответил я.

– Так и Господь тебя сперва прикормил, дал вкусить сладости духовной, а потом отнял. Ищи ее сам, трудись. Царство Божие трудом дается. А если у тебя здесь все легко, все хорошо, то за что же Господь награду давать будет?

(Глава из новой книги)

 

 

В начало

У святителя Николая Чудотворца

Русский народ всегда любил святителя Николая и для удобства паломничества здесь в начале ХХ века русские разных сословий, включая царственную семью, озаботились строительством храма и странноприимного дома для паломников

Постом, молитвой, силой крестной

Что такое пост? Для чего постится человек? Что нужно знать человеку, который собирается поститься в первый раз?

Умноженная радость

Мы все еще находимся в демографической яме. Чтобы решить эту проблему, нужно помогать семьям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, особенно многодетным

Проросшие зерна

Можно сказать, изюминкой нашего Центра стали балы для молодежи, которые мы проводим в лучших залах Рязани, в том числе в Гербовом зале Дворянского собрания

Чудотворец наших времен

«Чудотворец наших времен». О житии святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского

В сладкой оболочке

Ювенальная юстиция – это типичный пример современной формы фашизма

Юродивые прозорливцы и архимандрит Авель (Македонов)

Божьи Угодники встречались архимандриту Авелю с детства. Первой из них была юродивая девица Анна, ходившая молиться в Скорбященскую церковь. В народе ее звали просто – Нюша

«Лукавый грек»

О героях Смутного времени написано немало трудов. Но рядом с героями находились такие люди, кого можно смело назвать антигероями

Доверяй, но проверяй

Отвечает протоиерей Артемий Владимиров, настоятель храма Всех Святых в Красном Селе (г.Москва)

Наши за границей

Как живут наши соотечественники в Ближнем зарубежье, расскажут они сами. Все они были участниками V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

Символика цвета

Искусство иконописи не является автономным, оно есть часть Литургической тайны и источает таинственное присутствие мира видимого и невидимого

юродствующий 
старец Александр
 Белкинархимандрит
 Авель (Македонов)