Логотип рязанской газеты "Благовест"

У святителя Николая Чудотворца

Преодолев хмурое ненастье ноября, мы, вместе с первым снегом в декабре, бережно, скрытно от чужих глаз, храним в себе чувство ожидания радости, чуда, которое предшествует праздникам Нового года и Рождества Христова. И все это благодаря святителю Николаю Мирликийскому Чудотворцу.

 

В уходящем году мне два раза посчастливилось побывать в гостях у святителя Николая Чудотворца, о котором поэтически в молитвах поминается «Тя бо третьим ко Господе и Божией Матери понимаем».

В начале лета в итальянский город Бари, где покоятся его чудотворные мощи, я приплыла на пароме из Черногорского города Бар вместе с участниками Международного литературного фестиваля «Русские мифы».

В октябре с группой коллег-журналистов из Союза журналистов России, организованно работающих и отдыхающих на побережье Турции, мы самоорганизованно побывали с экскурсией в городе Мира (Миры Ликийские), где служил святитель Николай и где он был упокоен.

Начну с города Миры – с места, где родился святитель Николай. В Турции это один из самых популярных туристических маршрутов. Главные его участники – русские, причем не только из России, а из всех стран Ближнего зарубежья. Турок Рустам, который нас сопровождал в поездке, жил несколько лет в России, хорошо знал русский язык, окончил специальные курсы, где наши православные батюшки рассказывали о православной вере и о почитании любимого всеми русскими святого, родившегося в Малой Азии в 260 году. Надо сказать, что он довольно правильно излагал некоторые вопросы Основ православной веры, предмета, по которому он получил зачет в отличие от многих и многих крещеных христиан, которым родное государство просто всячески тормозит преподавание этого предмета в школах. Оставаясь истинным мусульманином, Рустам с уважением рассказывал и о других православных святынях этой, бывшей некогда христианской,  земли, археологических раскопках древних православных храмов, которые здесь ведутся по программе ЮНЕСКО.

Святитель Николай родился в городе Патаре, в Малой Азии (ныне территория Турции), в богатой семье и, получив хорошее образование, изучив Божественное писание, он решил посвятить себя служению Богу и молитве. В жизни он тайно воплощал заповедь любви к ближнему, благодетельствуя бедным, нуждающимся в его помощи. Из жития святителя хорошо известна история о его помощи трем сестрам из семьи бедняка, жившего неподалеку от храма, где он служил. У девушек не было приданого, из-за чего они не могли выйти замуж. Каждая из сестер хотела пожертвовать своим целомудрием, отдавши себя на поругание и желая заработать таким образом деньги, чтобы выдать замуж других. Святитель Николай, услышав их разговор, доносившийся из открытого окна, решил тайно помочь этой семье. Сначала он подкинул кошелек с деньгами одной сестре, потом другой. Они вышли замуж, а вот когда он принес кошелек для третьей сестры, то бушевала вьюга, и окна были закрыты. Тогда пастырь взобрался на крышу, бросил кошелек в дымовую трубу и угодил прямо в развешенный у очага после стирки чулок.

Все это происходило в канун Рождества Христова, во время которого, как считал святитель все, особенно дети, должны радоваться и забыть про свои беды. С тех пор рождественским утром бедные семьи города Миры находили у порога дома сладости, фрукты, детские игрушки. Никто не знал, кто это делает, так как святитель Николай, чтобы его не узнали, во время своих вылазок надевал на себя длинное красно-белое платье с капюшоном. Люди стали называть этого человека с белой бородой Дедом Морозом. Но однажды в Рождественскую ночь ночной дозор поймал таинственного незнакомца с мешком за плечами, и стражники узнали в нем епископа Николая. С тех пор горожане стали называть его Рождественским Отцом, а традиция дарить подарки на праздник Рождества Христова распространилась по всему христианскому миру. К сожалению, со временем она трансформировалась в связи с изменением календаря. И наши российские дети получают подарки на Новый год. В православных семьях чаще всего на оба праздника. Но и в Турции Санта Клаус – прообраз святителя Николая – тоже приходит в гости к мусульманским ребятам, правда,  в  те семьи, где родители не против.

Весть о добром святителе разнеслась далеко за границы Византии, в Европу, Скандинавские страны, в Россию, и он стал символом отеческого покровительства и любви к ближним.

Как это удалось точно установить совсем недавно в ходе сопоставления событий из древних текстов и эксгумации мощей, святитель Николай умер в 334 году, прожив почти 75 лет. Похоронили его в древнем ликийском саркофаге. Позже, для его защиты, над ним был построен храм в честь святителя Николая Чудотворца. Сейчас саркофаг находится у южной стены храма. Чтобы подойти к нему для поклонения, нужно заплатить в кассе у турникета перед храмом два доллара. Сравните: в любом храме, соборе России, находящимся в Кремле или в таежном поселке без дорог, никто никогда не попросил денег лишь за то, что туда зашли.

В иконной лавочке, вернее во вполне респектабельном магазине, заполненном иконами, крестиками и т.п. на разный вкус и кошелек, вся наша группа накупила, в том числе, и свечек (на дорогие иконы наш гид даже давал деньги в долг – до отеля). Но оказалось, что поставить их в храме, где упокоен великий Угодник Божий,  негде! Подсвечников здесь просто нет. Приложившись к святыне, которая от нас была закрыта еще и пластиковым стеклом, помолившись каждый о своем, мы осмотрели храм, в котором активно ведутся реставрационные работы. Первая церковь здесь была построена в IV веке, но до наших дней дошло здание, перестроенное в VII веке. Претерпев арабские набеги, мусульманское небрежение к христианской святыне, к началу XIX века она была почти полностью занесена песком высотой в 4-5 метров.

Во время Крымской войны в 1853 году княгиня Анна Голицына подписала договор с властями и выкупила участок земли вокруг этого храма с целью основать здесь русское поселение и монастырь в честь святителя Николая. Уже начались раскопки и реконструкция церкви, что стало вызывать недовольство населения в районе Демре, и Османская империя отозвала подписанное соглашение.

Во второй раз раскопки здесь начались в 1951 году и закончились в 1955 году. В честь этого события была даже выпущена марка, а министерство туризма Турции организовала международный симпозиум с целью «привлечения внимания к историческому, археологическому и культурному богатству региона». Действительно, сейчас этот туристический маршрут один из самых популярных среди иностранцев.

Мы все с трепетом и благоговением ехали в Миру к святителю Николаю. Журналистка из Ижевска, несмотря на высокую температуру, не отменила свою поездку и вечером вернулась в отель практически выздоровевшей.

Все нам там было интересно и ново, но все-таки чего-то не хватало. Чего? Только дома, в России поняла: благодатного духа намоленного храма и бессеребреничества, которое исповедовал святитель Николай. Хорошо еще, что хотя бы один раз в год – 19 декабря, в день преставления святителя Николая Чудотворца, здесь разрешается православным священникам служить Божественную Литургию…

Вспоминаю свои две поездки в город Бари (Италия), куда в 1087 году итальянские купцы вывезли мощи святителя Николая из Мир Ликийских, желая тем самым спасти христианскую святыню. Здесь с 1087 года они почивают под спудом в крипте Базилики святителя Николая, хранителями которой являются монахи доминиканского ордена Римско-католической Церкви. Здесь ощущаешь себя ближе к святителю. Православные паломники из России имеют счастливую возможность служить литургии и молебны непосредственно на многоцелебных мощах и получить миру, истекающую из его мощей.

Русский народ всегда любил святителя Николая и для удобства паломничества здесь в начале ХХ века русские разных сословий, включая царственную семью, озаботились строительством храма и странноприимного дома для паломников. К 1917 году архитектурный комплекс был почти полностью возведен и успел послужить нескольким сотням паломников из России. Но после октябрьского переворота права на него были утеряны, и вновь Свято-Никольское подворье в Бари было передано России в 2009 году. И теперь каждый четверг, а иногда и чаще, в Базилике святителя Николая на мощах великого Угодника служат Литургию священники Русской православной церкви. И мне посчастливилось здесь однажды исповедоваться и причаститься святых Христовых Таин.

Скоро 19 декабря, день памяти святителя Николая Чудотворца, нашего любимого святого, чьи иконы есть в каждом храме. Святитель наш, Николае, моли Бога о нас.

Ирина ЕВСИНА

На фото: фреска с изображением святителя Николая, у саркофага

святителя

Николая Чудотворца

в г. Мира, Турция

 

 

В начало

У святителя Николая Чудотворца

Русский народ всегда любил святителя Николая и для удобства паломничества здесь в начале ХХ века русские разных сословий, включая царственную семью, озаботились строительством храма и странноприимного дома для паломников

Постом, молитвой, силой крестной

Что такое пост? Для чего постится человек? Что нужно знать человеку, который собирается поститься в первый раз?

Умноженная радость

Мы все еще находимся в демографической яме. Чтобы решить эту проблему, нужно помогать семьям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, особенно многодетным

Проросшие зерна

Можно сказать, изюминкой нашего Центра стали балы для молодежи, которые мы проводим в лучших залах Рязани, в том числе в Гербовом зале Дворянского собрания

Чудотворец наших времен

«Чудотворец наших времен». О житии святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского

В сладкой оболочке

Ювенальная юстиция – это типичный пример современной формы фашизма

Юродивые прозорливцы и архимандрит Авель (Македонов)

Божьи Угодники встречались архимандриту Авелю с детства. Первой из них была юродивая девица Анна, ходившая молиться в Скорбященскую церковь. В народе ее звали просто – Нюша

«Лукавый грек»

О героях Смутного времени написано немало трудов. Но рядом с героями находились такие люди, кого можно смело назвать антигероями

Доверяй, но проверяй

Отвечает протоиерей Артемий Владимиров, настоятель храма Всех Святых в Красном Селе (г.Москва)

Наши за границей

Как живут наши соотечественники в Ближнем зарубежье, расскажут они сами. Все они были участниками V Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»

Символика цвета

Искусство иконописи не является автономным, оно есть часть Литургической тайны и источает таинственное присутствие мира видимого и невидимого

фреска с 
изображением 
святителя Николаяу саркофага 
святителя 
Николая Чудотворца 
в г. Мира, Турция