Логотип рязанской газеты "Благовест"

Книга книг моего прадеда

Разбирая домашний архив, я нашел объемистый фолиант – большую старинную книгу в деревянной обложке, покрытой кожей. Это оказалась Библия, изданная в 1757 году при императрице Елизавете Петровне. За 258 лет время сильно повредило ее: истлели края листов, распался переплет, кожа отслоилась, застежки проржавели. Но текст в основном уцелел, и можно читать, осторожно переворачивая страницы. Чья была эта книга, помогла определить надпись на первом листе выцветшими чернилами: «Священника г. Касимова Соборной церкви Димитрия Васильевича Воскресенского». Это был мой прадед.

Фамилии русского духовенства часто происходили от названий церковных праздников и посвященных им храмов. Так возникли роды Благовещенских, Рождественских, Троицких, Преображенских, Успенских… По этой традиции получили свою фамилию и Воскресенские. Фамилия Воскресенских возникла от названия главного православного праздника – Воскресения Христова. Ее носили многие представители русского духовенства, и не всегда родственники, а чаще однофамильцы. Есть Воскресенские и среди новомучеников и исповедников Российских ХХ века.

 Отец Димитрий родился в 1845 году. После окончания Курской духовной семинарии в 1868 году он был рукоположен во иерея Вознесенского собора в Касимове, где прослужил 36 лет, до конца своих дней. Это был высоконравственный, добрый человек и пастырь. Жизнь его протекала в постоянных богослужебных, наставнических и общественных трудах. Кроме основного служения в храме, он работал законоучителем городских училищ и женской гимназии. Серьезность и требовательность сочетались в нем с вниманием к ближнему и милосердием. Он был помощником настоятеля собора, членом учебных комиссий, помощником благочинного, работал в Комитете помощи голодающим (во время неурожая 1891-1893 гг.). В клировой ведомости отмечалось, что отец Димитрий «поведения отлично-хорошего» и за длительную усердную службу имел благодарности епархиального начальства, награждался набедренником, скуфьей, камилавкой, грамотой, «сребро-позлащенным крестом». За 25-летнее преподавание Закона Божьего представлен к ордену святой Анны III степени.

Отец Дмитрий имел дар слова, хорошо писал и проповедовал в храме, вдохновенно и доступно излагал истины христианства. Стиль его изложения был близок проповедям святителя Феофана Затворника, совершавшего в те годы свой подвиг на Выше. Возможно, отец Димитрий пользовался его трудами. Ему прочили быстрое продвижение по службе, для чего советовали переехать в Рязань. Но не в карьере видел он смысл своего служения, а потому остался в уездном Касимове простым иереем.

Супруга отца Димитрия, матушка Александра Гавриловна, его верная помощница, происходила из священнического рода Америковых. В их семье выросли пятеро детей: Александра, Гавриил, Борис, Елена, Виктор. Дети воспитывались в твердых нравственных правилах – любви, послушании, трудолюбии. Обращаться к родителям было принято на «Вы». Важные жизненные шаги совершались по родительскому благословению.

Жили небогато, имея самое необходимое: деревянный дом недалеко от Сенной площади, сад, огород, корову. Всем детям родители постарались дать хорошее образование. Гавриил Дмитриевич окончил медицинский факультет, стал врачом, профессором Московского университета. Борис Дмитриевич окончил институт путей сообщения. В 1916 году был назначен начальником Николаевской железной дороги, товарищем (заместителем) министра путей сообщения. В роковые месяцы Первой мировой войны напряжением всех сил он организовал снабжение продовольствием Москвы и Петербурга.

Младшая дочь, Елена Дмитриевна (моя бабушка), после окончания гимназии училась на женских курсах в Москве и Петербурге. Изучала медицину, историю, философию, политическую экономию. Им читали лекции о борьбе с холерой, о развитии цивилизации, о заработной плате, о положении женщины. Тогда в начале 1900-х годов громко зазвучали новые понятия и лозунги: демократия, равноправие, братство в общественных отношениях, свободный труд… Но она была тверда в своих воззрениях, заложенных в семье, были крепче. В 1907 году Елена в 24 года писала: «Я верю только в личное самосовершенствование человека. Не хочу быть ханжой, но уверена, что вера в Бога и надежда должны быть руководящими в жизни и поступках. Никому и никогда не делать боли и вреда…» В 1909 году Елена Дмитриевна вышла замуж за студента юридического факультета Дерптского (ныне г. Тарту) университета в Эстонии, Ивана Михайловича Катагощина, сына священника. В трудные, голодные послереволюционные годы они воспитали троих достойных детей. Дочь Наталия стала врачом, сын Дмитрий – строителем, дочь Валентина – преподавателем. Бабушка умерла в 1936 году в возрасте 53 лет, заразившись сыпным тифом в очереди за продуктами.

Из записной книжки юной Елены конца XIX века я узнал, что в гимназии в одном классе с нею училась Самсонова Вера, будущая прославленная новомученица. Впоследствии, в богоборческие 1920-30-е годы она была старостой Пятницкой церкви в Касимове. Исполненная глубокой веры и мужества, она помогала отцу Николаю Правдолюбову (тоже священномученику) в проповеди Евангелия, православной веры. За эту деятельность Вера Николаевна была в 1935 году осуждена по ст.58 (10, 11) УК и приговорена к 5 годам заключения. Часть срока она провела в Соловецком лагере, затем в Карелии. Не вынеся каторжных условий, она скончалась в 1940 году в лагерной больнице за 2 недели до окончания срока. Думается, что эту жертвенную твердость христианских убеждений обрела она еще в юности в гимназии, на уроках Закона Божия, которые вел священник отец Димитрий Васильевич Воскресенский.

Сам же он черпал вечные духовные истины и подкрепление сил из нетленного Учебника жизни, из Библии, которая теперь оказалась в моих руках. Вероятно, книга досталась ему от отца Василя Ефимовича, служившего священником в Преображенском храме с. Волынь Рязанского уезда с 1833г. по 1880 год. А отец Василий был сыном пономаря Воскресенской церкви с. Пыжово, Зарайского уезда. Видимо, фамилия их пошла от названия этой церкви.

Два с половиной века старинная Библия передавалась ими из поколения в поколение. Ее листов касались их руки, они читали ее в храме и в кругу семьи, размышляли о ее премудрости, учили по ней детей. В ней обнаружилось несколько закладок из кусочков газет 1908 и 1960-х годов. Их вставлял мой дедушка, Иван Михайлович (1877-1969 гг.), который и в 83 года интересовался духовными вопросами и делал выписки из Библии в особую тетрадь. Многое пересказывал мне. Помню чудесную историю Иосифа Прекрасного, заповеди из Моисеева закона и из Евангелия. Говорил он ненавязчиво, с интересом, как бы в противовес атеистическим убеждениям, насаждавшимся в школе.

И теперь, через многие годы пройдя путь заблуждений, страстей, гибельных падений и наметившегося только возрождения, понимаешь, где высшая правда и вечная радость настоящей и будущей жизни. Они – в этой великой Книге книг, которая несла и несет в себе живую связь с Богом и с нашими православными предками.

Александр КАТАГОЩИН

Учительское счастье

У каждого учителя своя точка невозврата – кто-то не выдерживает и уходит из профессии

Святыни Иоанно-Богословской обители

9 октября – день преставления апостола Иоанна Богослова

Сапожковская прозорливица

6 октября исполняется 104 года со дня рождения схимонахини Серафимы (Анастасии Ефимовны Росляковой)

Наш Сергей Есенин

Сегодня нет необходимости говорить о его жизни, со страстями и ошибками, грехами и падениями

На острове Спасения

Монахи уходят от мира, чтобы молиться, искать спасения себе, своим близким, Родине, всему миру

Книга книг моего прадеда

Чья была эта книга, помогла определить надпись на первом листе выцветшими чернилами

Участвуя в таинствах

Что значит быть воцерковлённым человеком

Рецепт крепкой семьи

Вы помните, как кончалось большинство сказок? «Пирком да за свадебку»

Гимн Богу и стране

Имя Александрова теснейшим образом связано с деятельностью созданного им в 1928 г. Ансамбля песни и пляски Красной армии

Школа веры

Да, дети знают, что их любят, а любовь – это главная ценность, с которой их учат идти по жизни в воскресной школе

Димитрий 
Васильевич 
Воскресенский