Логотип рязанской газеты "Благовест"

К 120-летию со дня рождения Сергея Есенина

Наш Сергей Есенин

«Я люблю родину, я очень люблю родину…», – писал Сергей Есенин в одном из своих стихотворений. Село Константиново – колыбель, где он родился, – яркой нитью проходит через все его творчество.

«Сегодня нет необходимости говорить о его жизни, со страстями и ошибками, грехами и падениями. Этой жизнью, конечно, страдала и изнывала душа поэта. Но эту жизнь преодолел его дух. Преодоление себя, своей души в слове и обретение через слово своего духа – есть самое таинственное и могущественное в творчестве Есенина", – говорил о Сергее Есенине митрополит Симон (Новиков) и служил панихиды в день его смерти.

В родимый дом, к маме, к сестрам поэт возвращался всегда и в своих стихах, и наяву, пока был жив, пока его не убили.

Село Константиново, музей-заповедник С.А. Есенина, церковь в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы, где крестили маленького Сережу, стали местом притяжения, куда тысячи людей приезжают ежегодно, чтобы побывать в местах, вдохновивших великого русского поэта; в храме, где он был звонарем. Духовные православные ценности были основой мировоззрения поэта на протяжении всей его жизни. Это особенно хорошо понимают люди, живущие в Константиново.

«Он был глубоко верующим»

Протоиерей Александр Куропаткин, настоятель Казанского храма с. Константиново:

 «Яркой звездой осветил Сергей Есенин небосклон русской поэзии и за краткий срок своей жизни драгоценным жемчугом рассыпал по всему миру свои стихотворные шедевры. Евангельская любовь Есенина ко всему и вся, беспримерное публичное (через стихи) покаяние за свои прегрешения пред лицом всего русского народа являются подтверждением его христианской сущности, которую пытались и пытаются отрицать недоброжелатели поэта.

...Раньше я относился к поэзии Есенина без особого внимания. Когда же стал настоятелем Казанской церкви, то удивился тому, сколько народа приезжает в Константиново. Тысячи и тысячи людей со всего мира! Я задумался, в чем же причина того, что эти люди так любят Есенина? Стал читать о нем книги Ю. Прокушева, С. Кошечкина и других есениноведов. Особенно поразило меня исследование О.Е. Вороновой "Сергей Есенин и русская духовная культура". Благодаря этому труду я открыл православный мир Есенина. Его высокую духовность и глубокую веру в Бога, которая отражена во многих стихотворениях поэта, а также в его письмах.

Так, в письме к своему другу Григорию Панфилову он пишет: "Да, Гриша, люби, люби людей...»

Поняв, насколько духовен был Сергей Есенин, я утвердился в мысли, что он не мог покончить жизнь самоубийством. И сегодня очень многие факты только подтверждают это».

«Пою Есенина»

Александр Ермаков:

 «Вот уже двадцать пять лет я руковожу созданным мной ансамблем «Радуница», созданным для пропаганды творчества великого русского поэта и фольклора его родины. Сергей Есенин признавался, что многие его стихотворения навеяны песнями и частушками его родного края.

Когда я стал заниматься в ансамбле, то Казанскую церковь, переданную музею-заповеднику, только начинали реставрировать. Я смотрел на нее и думал, что она все-таки предназначена для богослужений, а не для музейных экспозиций. И мне верилось, что когда-то она будет передана верующим. А еще я думал о том, что Казанская церковь имела очень большое значение в жизни Есенина. Ведь его дом стоит напротив этой церкви, и, просыпаясь, первое, что он видел в окно, так это ее. А, видя перед собой храм, каждый православный в те времена осенял себя крестом».

Казанский храм очень благотворно влиял на состояние души Сергея Есенина. Ведь архитектура храма обращает взор от земли к небу, а колокольный звон настраивает на мысли о вечности, о Боге.

Я начал ходить в Казанский храм практически сразу, как только в нем стали проводить богослужения. Кроме чисто религиозной потребности, мне, как композитору, было интересно почувствовать связь Есенина с православием через Казанскую церковь.

Для меня дорогого стоит постоять, помолиться на том месте, где молился Сергей Есенин, петь на клиросе, где он пел. По сути, я испытываю те же чувства, которые испытывал когда-то великий поэт. А это помогает мне лучше понять его творчество. Благодаря этому, я написал песню «О Матерь Божия». Когда я выступаю с этой песней и говорю, что она написана на стихи Есенина, мне мало кто верит. Ведь все его воспринимают как озорного гуляку, а ведь он был глубоко верующим православным человеком. Есенин жил в страшное время, которое перемалывало людей. Но поэт оставался верен христианским идеалам – человеческой доброте, милосердию, любви к ближним.

В наше время, так же исполненное жестокостью, цинизмом, культом стяжательства и наживы, Есенин является для нас примером того, что и в самые тяжелые времена человек способен сохранить в себе веру в Бога, веру в лучшие человеческие качества».

«Понимаю его

Александр Иващенко, чтец Казанской церкви:

«Недалеко от Казанской церкви, в селе Кузьминском находиться мой дачный дом. Когда я стал в нём жить, первое время ездил молиться в Иоанно-Богословский монастырь. А после того, как церковь передали епархии и она стала монастырским подворьем, стал ходить в неё.

В то время я не увлекался творчеством Есенина. Нравились некоторые песни и романсы на его стихи. Нравилось, что его поэзия очень русская. Но в целом отношение к нему было нейтральное. Ведь нам со школы внушали, что Есенин – это хулиган и пьяница, закончивший жизнь самоубийством. И только в Казанской церкви моё мнение стало меняться. Особенно повлияли проповеди протоиерея Александра Куропаткина, в которых он говорил о духовном значении поэзии Есенина, о том, что его лучшие стихи глубоко православны.

Тогда я стал оценивать творчество поэта с православных позиций. В этом мне помогла и литература, в которой описывается духовная сторона его жизни. А когда я стал размышлять о смерти поэта, то пришёл к выводу, что он не мог покончить жизнь самоубийством.

Как верующий человек, могу сказать, что правда часто находится не в официальных заключениях, не в законе бумажных актов, а в сердце, в вере, в душе. Потому, оценивая жизнь Сергея Есенина с православных позиций, могу утверждать, что он не мог покончить с собой. К этому я пришёл именно в Казанской церкви».

Вслед за дочерью

Николай Блинов, ветеран ВОВ:

«Я всегда был верующим человеком. С детства знал две молитвы «Отче наш» и «Богородица Дево, радуйся». А еще мама мне говорила, что в критической ситуации можно молиться и своими словами. Когда жизни что-то угрожает, можно сказать: «Господь впереди, Богородица позади, а я посередине», и тогда человек становится надежно защищен.

Эта молитва пригодилась мне во время войны с фашистами. Тогда я партизанил в лесах Югославии. Однажды немцы разгромили наш отряд. При отступлении, чувствуя, что погоня настигает меня, я залез на дерево. Забыв все другие молитвы, стал говорить: «Господь впереди, Богородица позади, а я посередине». И фашисты проходили мимо, не замечая меня. Но вот к дереву подошел один немецкий солдат, который высматривал, нет ли где партизан.

Я стал молиться усерднее. Солдат подошел к дереву, где я сидел, остановился, закурил и пошел дальше, ничего не заметив, хотя обнаружить меня не составляло большого труда.

После войны я стал жить в Ростове. Женился. Потом у меня родилась дочь. Когда она стала ходить в школу, то полюбила читать русскую литературу. А поэзия Сергея Есенина настолько завладела ею, что после окончания школы сказала мне, что поедет в Константиново, и будет работать в музее Есенина хоть уборщицей, лишь бы жить на родине великого поэта.

Я не стал препятствовать ей в этом. Дочь уехала, стала работать в музее и учиться в Рязанском педагогическом институте им. Есенина. А после его окончания стала эскурсоводом Есенинского музея в Константиново. Потом устроилась работать в Константиновской школе. Вышла замуж, создала семью, и ей стало трудно приезжать ко мне в Ростов. Тогда дочь предложила мне переехать в Константиново. Я переехал. Стал ходить на богослужения в Казанскую церковь. Со временем начал петь на клиросе, где в детстве пел Сергей Есенин.

Думаю, что благодаря именно ему я воцерковился, стал прихожанином Константиновской церкви и петь в церковном хоре».

Подготовил Игорь ЕВСИН

Учительское счастье

У каждого учителя своя точка невозврата – кто-то не выдерживает и уходит из профессии

Святыни Иоанно-Богословской обители

9 октября – день преставления апостола Иоанна Богослова

Сапожковская прозорливица

6 октября исполняется 104 года со дня рождения схимонахини Серафимы (Анастасии Ефимовны Росляковой)

Наш Сергей Есенин

Сегодня нет необходимости говорить о его жизни, со страстями и ошибками, грехами и падениями

На острове Спасения

Монахи уходят от мира, чтобы молиться, искать спасения себе, своим близким, Родине, всему миру

Книга книг моего прадеда

Чья была эта книга, помогла определить надпись на первом листе выцветшими чернилами

Участвуя в таинствах

Что значит быть воцерковлённым человеком

Рецепт крепкой семьи

Вы помните, как кончалось большинство сказок? «Пирком да за свадебку»

Гимн Богу и стране

Имя Александрова теснейшим образом связано с деятельностью созданного им в 1928 г. Ансамбля песни и пляски Красной армии

Школа веры

Да, дети знают, что их любят, а любовь – это главная ценность, с которой их учат идти по жизни в воскресной школе

Сергей ЕсенинНаш Сергей Есенин