Музыка души Есть люди, которые проживают свою жизнь так, что, глядя на них, и самому хочется сделать что-нибудь полезное для общества, государства. Они наполняют глубоким смыслом не только свою жизнь, но вдохновляют и других. Такие имена не должны забываться с течением времени и сменой поколений. Хотелось бы немного напомнить об одном таком достойнейшем человеке, рязанце, Сергее Дмитриевиче Кротком (1914 - 2002гг.). Он через всю жизнь, через опасности и запреты сохранил любовь к церкви, к духовной музыке, к регенству. К сожалению, его имя мало известно не только общественности, но даже профессиональным музыкальным кругам. Безусловно, это несправедливо. Выдающийся деятель культуры, профессор, дирижёр, композитор, основатель и руководитель различных творческих коллективов, Сергей Дмитриевич Кротков родился в 1914 году в Рязани в многодетной семье священника Дмитрия Кроткова. Это была удивительная семья. Кротковы были идеалом христианской семьи и в тоже время образцом просвещённой интеллигенции. Отец семейства, талантливейший человек, Дмитрий Константинович служил архиерейским регентом, руководил огромным хором, сам писал духовную музыку, играл на нескольких музыкальных инструментах. В своём доме он принимал выдающихся рязанских певцов, музыкантов, служителей церкви, регентов. Друзьями семьи были знаменитые братья Пироговы. Вместе беседовали о музыке, о хоровом искусстве и, конечно же, пели. А жила семья Кротковых в доме на берегу Трубежа, рядом с церковью Святого Духа (они занимали там второй этаж). Этот дом сохранился и сейчас, хоть и немного поменял свой вид. В семье было семеро детей. Сергей Дмитриевич (Сержик, как его называли) был самым младшим. Он с юных лет впитал любовь к музыке и особенно – к церковному пению. С приходом революции жизнь семьи Кротковых изменилась. Начались гонения на церковь. Семья голодала. В это же время Кротковы лишились жилья. Сначала их выселили со второго этажа на первый, где жила другая, тоже многодетная семья. Затем и вовсе выселили из дома в никуда. Умер от голода брат Сержика – Миша. Чтобы спасти остальных младших детей от голода, отец Дмитрий берет назначение священником в Путятино. За два года службы там отцу Дмитрию удалось собрать из сельчан замечательный хор, пели там и его дети. Хор пел и за богослужением и исполнял светские произведения. Сельчане очень полюбили этот коллектив. Однако под угрозой ареста пришлось вернуться в Рязань. Отец Дмитрий стал служить в Борисоглебском соборе, где после закрытия храмов кремля располагалась архиерейская кафедра. Сержик уже подрос и тоже пел в хоре. Однажды даже довелось ему исполнить соло с самим Григорием Пироговым. Отец обучил его игре на разных инструментах, и, окончив семилетнюю школу в 1929 году, Сергей Кротков уезжает в Москву, чтобы продолжить своё музыкальное образование. В разные сроки он учился в музыкальных училищах им. Глазунова (по скрипке), им. Октябрьской революции (по композиции и фортепиано), в вечерней музыкальной школе (по вокалу), в музыкальном училище при консерватории (на хоровом отделении). Всё это время приходилось также и работать. Затем его призвали в армию, там Сергей создал джаз-оркестр из красноармейцев, который с большим успехом давал концерты в разных войсковых частях Северного военного округа. После службы в армии Сергей возвращается в Москву, и в 1940 году поступает в Московскую консерваторию в класс знаменитого регента и композитора Павла Чеснокова, но учёбу прерывает война, его отправляют на трудовой фронт. В это тяжёлое время умирают отец, а затем и мать Сергея Дмитриевича. После войны Сергей Дмитриевич продолжает учёбу в консерватории, учится у Ю.Шапорина и В.Белого. Стажировку он проходит в Большом театре, где встречает спустя столько лет друга семьи Александра Пирогова. По окончании консерватории Сергей Дмитриевич работал в ВЦСПС, руководил хоровой самодеятельностью профсоюзов СССР. А в 1953 году стал заниматься ещё и преподавательской работой. В течение сорока лет он руководит хором современной и старинной песни Центрального Дворца культуры железнодорожников. Хор считался лучшим в Москве, был лауреатом 1-й степени Всесоюзного фестиваля хоров. Будучи уже заслуженным деятелем искусств в 1989 году Сергей Дмитриевич организовал Московский камерный хор "Православный партес". В основу репертуара хора легли духовные произведения русских композиторов. Здесь в полной мере Сергей Дмитриевич отдался своему призванию ‒ регенству. Для всех хоров, которыми руководил, Сергей Дмитриевич сам сочинял музыку, иногда даже свои стихи, делал обработки и переложения произведений других композиторов.Его творческое наследие очень разнообразно ‒ около 100 вокально-хоровых сочинений, обработки народных песен, ряд научных трудов, в которых освещалась работа хормейстера. Отдельного внимания заслуживают его духовные сочинения. Это образец классического хорового стиля. Они написаны для профессионального церковного хора с широким диапазоном и возможностями. В них прослеживается влияние его учителя Павла Чеснокова, а также его отца, композитора Дмитрия Кроткого. Несмотря на многие достоинства его сочинений, они мало известны, потому что не изданы и существуют только в рукописных вариантах, бережно хранимых его племянницей, Галиной Герасимовной Поляковой. Сергей Дмитриевич Кротков принадлежал к поколению людей, воспитанных в той одухотворённой православной России, безвозвратно утраченной для нас. Оторванные от привычной среды, они не смогли открыто исповедовать свои прежние идеалы, однако, сберегли и сохранили для нас по крупицам традиции православия и русской культуры, благодаря которым мы не утратили своего национального самосознания до сих пор. Эти люди, не изменив своей совести, честно трудились и работали в такой чуждой для них среде. Сергей Дмитриевич ‒ настоящий соработник Божий. Лишённый возможности открыто пойти по стопам отца, он не изменил своему призванию. Совершенствуясь и развиваясь, трудясь, он шёл к поставленной цели. Пусть в конце жизни, но он смог создать настоящий церковный хор и открыто исполнить свои сочинения, произведения своего отца и других русских духовных композиторов. Было бы замечательно повесить в Рязанском кремле мемориальную табличку, чтобы рязанцы не забывали о выдающейся семье Кротковых, живших когда-то в скромном домике на берегу Трубежа, рядом с церковью Святого Духа. Варвара МИХАЙЛОВА |
Преображение князя Владимира и Руси Вместе с христианством на Русь пришла письменность, а с нею книжное просвещение, а вскоре появились и школы с учителями-священниками и книжники, собиравшие и переписывавшие книги В 2002 году начальником института, генерал-майором М.А. Невдахом, было принято решение о восстановлении храма и выделено для этого помещение с алтарной частью здания учебной библиотеки Широта России – это широта русской души, силы духа, воли, умения терпеть, искать новое, дружить с непохожими народами, бережно сохраняя их самобытность Здесь четко можно выделить два момента: первое – это то, что у каждого человека, особенно молодого, происходит духовный поиск, и перед ним встает вопрос: чем заполнить духовный вакуум Сейчас наступило время возрождения незаслуженно забытого традиционного русского платка. Чаще всего тогда его стали повязывать вокруг шеи под верхнюю одежду Главное, что выделяют педагоги и родители, – это высокий интерес детей к занятиям Иногда на исповеди батюшки молчат и, не спрашивая и не называя имени исповедующегося, отпускают грехи Соловки: высокое и незабываемое Нам рассказали о преподобных Савватии и Германе, которые жаждали уединения в пустынножительстве и выбрали для этого Соловецкий остров Он через всю жизнь, через опасности и запреты сохранил любовь к церкви, к духовной музыке, к регенству У Живаго, как и в других купеческих семьях, домашние хозяйственные дела полностью ложились на плечи хозяйки и членов семьи Я всегда знала, что Бог есть, но до 38 лет в храм не ходила, о вере православной ничего не знала и даже крест не носила. Как и многие люди, я пришла к Богу и в храм через скорби, страдания, болезни |