Лого

«Трудолюбивая» живопись

В Детской картинной галерее г. Рязани открылась третья персональная выставка художника Андрея Миронова.

Выставка эта необычна, как необычен и сам художник. Поражает редкая для сегодняшнего дня стилистика его работ – словно сошедших с музейных залов мастеров эпохи Возрождения, – с точной и кропотливой прорисовкой деталей, яркой и сочной палитрой. Трудно поверить, что автор нескольких десятков полотен, написанных в старинной и очень сложной технике многослойной живописи – лессировке, – не имеет художественного образования, и что профессия его далека от творческой. Андрей Миронов – капитан милиции, старший инспектор оперативного отдела штаба УВД по Рязанской области.

«Голгофа», «Евангелист Матфей и ангел», «Трапеза в Эммаусе», «Спас Анастас», «Христос и Марфа» – большинство картин Андрея Миронова написаны на Евангельские сюжеты. «Портреты и натюрморты для меня – лишь разминка, способ отточить технику, – говорит он сам. – Главная же моя тема – библейская».

Пришедший на выставку преподаватель иконописи Рязанской Духовной Семинарии иеромонах Авель (Усачев), впервые увидевший работы художника, не скрывает своего удивления: «Человек нигде не учился, и всего за несколько лет создал столько полотен, да еще в такой сложной, я бы даже сказал «трудолюбивой», технике! Видно искреннее желание донести людям Евангелие доступным языком, средствами живописи. При этом здесь очень деликатно выдержана грань: это все-таки не икона, а именно картина, ведь язык картины – особый. Вообще, библейский сюжет – излюбленная тема и всемирной живописи, и русских художников.  И такое продолжение этой темы в Рязани – для меня удивление и радость». Сам же художник не считает свое творчество миссионерством. «Я просто пишу то, что мне по душе, – говорит он. – И искусство это – не церковное, оно, безусловно, сугубо светское». Однако Андрей уверен, что задача художника – сделать и светское искусство душеполезным.

… Андрей Миронов не помнит, как пришел к вере. Скорее всего, он и не был никогда атеистом, – просто всегда жил с ощущением Бога. Его школьные годы прошли вдали от шумных городов – в таежном северо-уральском поселке Хорпия (по-мансийски – «северное сияние»). Художественной школы в поселке не было, и учился Андрей по репродукциям старых мастеров, да еще по раздобытому в школьной библиотеке пособию для юных художников. Многие вещи постигал сам, даже не подозревая, что изобретает велосипеды. После школы два года подряд поступал в Рязанское художественное училище, и оба раза неудачно, получив двойку (!) сначала за рисунок, а на следующий год – за живопись.

Потом была армия, о которой он вспоминает сегодня неохотно – уж очень нерадостны те воспоминания. Последние полгода службы прошли в Чечне. Самым сильным испытанием для бойцов стали жестокий холод и голод. Удивительно, но ропота тогда у него не было – на войне как на войне… Уже потом, дома, Чечня снилась ему в течение полугода почти каждую ночь, – и почти каждую ночь он вскакивал по ночам.

Когда после армии Андрей пришел в органы МВД, ему казалось, что работа эта для него временна. Однако остался он здесь на многие годы. В непростой службе, связанной с постоянным нервным напряжением и риском для жизни, офицеру милиции помогает вера. «В экстремальных условиях человеку морально неустойчивому легко пойти по пути нравственной деформации: стать циничным, грубым, равнодушным. А вот вера выступает тут стержнем. Она способна укрепить человека порядочного и предупредить деформацию человека нравственно незрелого», – говорит он.

Работа в милиции и учеба в Высшей школе МВД отнимали почти все время, и в течение десяти лет Андрей почти не брался за краски и кисти. Лишь в 2005 году он вернулся к живописи, которой посвящает теперь все свое свободное время.

… Когда в 2006 году Миронов принес свои картины в выставком Рязанского отделения Союза художников России, присутствовавшие там художники испытали некоторый шок. В контексте представленных современных и авангардных работ рязанских авторов, картины художника-самоучки прозвучали неожиданно ярким диссонансом. В театрально затянувшейся паузе кто-то из художников выдохнул пренебрежительное: «Салон». В «салонности» и «красивости» обвиняют его до сих пор, пеняя на слишком яркие краски, на «нескромные» рамы – все это идет вразрез с общим направлением рязанских выставок. И лишь немногие из рязанских художников поддержали начинающего самородка – ведь для поддержки таланта человеку творческому нужно обладать известной долей великодушия. Член Союза художников России с 2001 года Алексей Акиндинов – человек именно великодушный и бескорыстный. Он до сих пор помнит потрясение, испытанное им при первом знакомстве с творчеством А. Миронова: «Я увидел совершенно нетрадиционные для рязанской живописи полотна. Необычный колорит, решение, тематика работ – это было словно возвращение к корням, к истокам, традициям эпохи Возрождения. Для рязанских мастеров характерна определенная цветовая палитра (красный, коричневый, белый, серый цвета), что берет свое начало в древнем народном костюме, и что связано также с традициями художников-передвижников: ведь именно эта школа преподается и в Суриковском институте, и в Рязанском художественном училище. Гармония достигается за счет серых тонов: в каждую краску добавляются белила. Андрей, напротив, это исключил; в его работах присутствуют яркие, контрастные, насыщенные цветовые отношения – цельные, обобщенные, как у Караваджо или Латура. Цвет на его полотнах настолько естественный, что буквально «горит», и в нашем кругу художников это вызывает настоящий шок».

В целом рязанские художники так и не приняли творчество Миронова.

Зато на прошедшем в 2007 году в Москве Международном конкурсе живописи RUSSIAN ART WEEK Андрей Миронов стал победителем в номинации «профи»: его картина «Знание и Вера» была признана лучшей среди сотен работ профессиональных молодых художников со всей России и Ближнего зарубежья. Не состоя в Рязанском отделении Союза художников России, он был принят в члены Международного художественного фонда Московского объединения художников, где уже имеет награды; имя его внесено в международную энциклопедию «Who is who в России». А несколько написанных им икон уже «живут» своей жизнью в стенах Казанского женского монастыря города Рязани; за усердные труды во славу Церкви и Рязанской епархии архиепископ Рязанский и Касимовский Павел наградил его Архиерейской грамотой.

Многие персонажи полотен Миронова похожи… на него самого, на его сослуживцев и родственников. И кто знает – только ли из-за отсутствия натурщиков. А может быть, потому, что евангельские истории остаются актуальными и в нашей современной жизни.

Как и всем известная притча о талантах…

Любовь КАНТАРЖИ

P.S. Выставка  в Детской картинной галерее (ул.Стройкова, ост. «Кардиодиспансер») продлится до 25 февраля 2009 г.

 

В начало

Автопортрет

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла после интронизации

1февраля 2009 года в соборном Храме Христа Спасителя

Крестьянкин - пастырь крестьян

5 февраля исполняется три года со дня преставления любимого в России старца отца Иоанна (Крестьянкина)

УРОКИ МИТРОПОЛИТА СИМОНА

5 февраля 2009 года исполняется 81 год со дня рождения митрополита Симона (Новикова)

ВСТРЕЧИ С ВЛАДЫКОЙ СИМОНОМ

Василий СТРАХОВ, проректор по учебно-методической работе Рязанского гос. университета имени С.А.Есенина

Какова цель жизни?

На вопросы курсантов Рязанского военного воздушно-десантного командного училища отвечает иерей Вячеслав Зикунков

Верую!

Дмитрий БРЫЛЕВ, курсант автомобильного института, г. Рязань

Зачем это надо?

Памяти Евгения Родионова

Новые Пересветы

Мы, молодые люди слышим от старшего поколения упреки в наш адрес в том, что мы безнравственны и невоспитанны

Петербургские встречи

Софья Олеговна Никулина, рязанский педагог и автор-исполнитель православных песен

Мужское дело

Виктор  Иванович Тихонов, руководитель детско-юношеской организации «Православные витязи»

«Трудолюбивая» живопись

Выставка эта необычна, как необычен и сам художник

С высоты

Персональная выставка известного рязанского художника Анатолия Григорьевича Ларюнина

О женском счастье

Это одна из книг, которую освоила быстро от начала до конца, не тратя времени на просматривание и чтение по главам

МАЛЕНЬКИЙ ЮБИЛЕЙ

В этот вечер газету поздравили представители Союза журналистов России, его рязанского отделения, администрации …

На пороге Великого Поста

Великому посту предшествуют подготовительные недели.