Лого

Крестьянкин - пастырь крестьян

5 февраля исполняется три года со дня преставления любимого в России старца отца Иоанна (Крестьянкина). С 1957 по 1966 год известный пастырь служил на Рязанской земле и потом до конца жизни был неразрывно связан духовными нитями с рязанцами, почитавшими его.

 

Неожиданный переезд

На Рязанскую землю отец Иоанн Крестьянкин прибыл из Пскова, откуда был вынужден в буквальном смысле бежать, спасаясь от возможного ареста.

В Пскове отец Иоанн поновлял не только обветшалый собор, но и души своих прихожан. За такое дерзновение ему стал грозить арест. Батюшка, предупрежденный об этом, быстро собрал вещи и в одночасье покинул Псков. Он тогда не мог объяснить своей пастве, что скрыться от преследований его благословил духовник, игумен Иоанн (Соколов). А послушание и безоговорочную веру в Божий Промысл отец Иоанн Крестьянкин ставил в христианстве превыше всего.

Так в 1957 году обстоятельства жизни привели отца Иоанна в Рязанскую епархию. Поспособствовал ему в этом духовно близкий человек, ключарь рязанского Борисоглебского собора отец Виктор Шиповальников.

По воле Божией именно на Рязанской земле началось проявление духовных дарований батюшки Иоанна Крестьянкина. Став скромным сельским священником, он познавал жизнь простого народа, как говорится, изнутри. У деревенских простецов учился духовной мудрости, и, приумножив ее, начинал учить других.

Когда прославляют какого-либо святого, в церковном песнопении поется «по имени и житие твое». Иоанн Крестьянкин стал пастырем крестьян. Благодатным пастырем. Само имя Иоанн значит «благодать Божия».

Первым приходом в Рязанской епархии стал для отца Иоанна Крестьянкина Троицкий храм в селе Ясаково (до 1925 года – Троица-Пеленица). Этот храм был когда-то соборным храмом существовавшего здесь монастыря. В нем находилась чудотворная икона Пресвятой Троицы, по преданию, приплывшая в эти места на пелене. Потому и монастырь называли – Троице-Пеленицкий. Это же название перешло впоследствии на образовавшееся здесь село.

По прибытии батюшка сразу же стал заботиться о ремонте Троицкого храма. Материальные трудности разрешились сами собой, после того, как из Москвы в Троицкую церковь стали приезжать почитатели отца Иоанна. Благодаря их стараниям и труду ясаковских прихожан за один сезон была отремонтирована крыша и побелены стены храма. А вскоре в Ясаково появилась художница, которая писала этюды. Но это для отвода глаз. По благословению батюшки Иоанна по ночам в Троицком храме при закрытых дверях, при заставленных щитами окнах она занималась иконописью. И вот в один из прекрасных дней в нишах внешних церковных стен появились большие иконы. Это было для ясаковцев неожиданным праздником души.

…Вскоре отец Иоанн, благословясь у настоятеля Троицкого храма игумена Дорофея, перестал брать вознаграждения за церковные требы. Весть об этом быстро распространилась по Рязанской епархии. Казалось бы, хорошее, благое дело, однако оно вызвало неодобрение среди рязанских иереев. Вскоре к отцу Иоанну Крестьянкину прибыла делегация от многодетных священников.

– Теперь прихожане других храмов будут приводить Ваш пример в своих приходах. Но как же быть многодетным священникам? Им же детей кормить надо!

Он был крайне озадачен и позднее вспоминал этот случай как урок того, что может случиться, когда проявляется ревность не по разуму.

В Летово

Вскоре по Божьему Промыслу эта ситуация разрешилась. В декабре 1959 года бессребреник иерей Иоанн Крестьянкин был переведен в храм в честь святых бессребреников Космы и Дамиана в селе Летово Рыбновского района, при котором нашли приют монахини разоренных монастырей.

Вежливым, обходительным запомнился он летовским монахиням. Его деликатность ярко проявилась в отношении к одной из них – старенькой монахине Еннафе, певшей на клиросе. Раньше она обладала красивым бархатным голосом. Но ко времени приезда в Летово отца Иоанна Крестьянкина голос у нее ослаб. На клирос пришли певчие из молодых послушниц. И тогда, чтобы утешить матушку Еннафу, батюшка Иоанн благословил ее читать в алтаре записочки о здравии и упокоении, а в уголке алтаря поставил для нее креслице для отдыха.

Но при необходимости отец Иоанн был очень даже строг. Летовские старожилы помнят, как однажды одну прихожанку он вывел из храма из-за того, что она нарушила свое обещание не делать снова аборт. Очень рассердился тогда батюшка.

Отец Иоанн очень любил детей. Радовался, даже сиял весь, когда приносили младенчиков для крещения. Он даже прощал молодых мам за то, что они редко посещают храм.

Проповедуя в летовском  храме, отец Иоанн говорил:

– Прошу тех, кто готовится привести своих детей на причастие, не убеждать их, что оно сладкое, что оно медок. Грешно говорить, что святое причастие вещественно. Да и детишек нельзя обманывать. Говорите им истину, по Божьему вразумлению они всё поймут.

Сложившиеся тогда взаимоотношения отца настоятеля Иоанна Смирнова и второго священника Космодамианской церкви иерея Иоанна Крестьянкина весьма поучительны. Вот как об этом вспоминал отец Иоанн Смирнов в своей рукописи «Косма и Дамиан»: «Большое расхождение в складе характеров о. Иоанна и моего нам не мешало в искренности и единении духа в наших отношениях, постоянно удавалось обретать братское любвеобилие… Уступая друг другу в порывах и желаниях, мы постоянно находили общее мнение в деле благоустроения церкви и ее всесторонней жизни.   Нашим общим стремлением было обставлять церковные службы как можно торжественнее… Надо сказать, что при помощи Божией нам с отцом Иоанном удалось достичь многого, и мы надеялись, что милостью Божией всё, что следует, будет исполнено в храме, который вверил нам Господь».

Очень интересные воспоминания о пребывании отца Иоанна Крестьянкина в Летово записала в Псково-Печерском монастыре его письмоводитель Т.С. Смирнова:

«В Летово у отца Иоанна появилось особое попечение о верующих тех окрестностей, где церкви были разрушены. На престольный праздник уже не существующего дома Божия батюшка отправлялся в ту деревню, к тем богомольцам, которые были лишены радости церковных служб. В каждой деревне, где некогда стоял храм, у отца Иоанна появились свои «уполномоченные по церковным делам».

Рассказы батюшки об этих благодатных службах исполнены благодарностью Богу, благодарностью дорогим рязанским простецам – деревенским женщинам, которых он учил и у которых учился сам».

Благодарность Господу за пребывание на Рязанской земле отец Иоанн пронес через всю жизнь, ведь в то время на ней просияло великое множество угодников Божиих. Свои старцы и старицы, блаженные и юродивые были практически в каждом районе. Здесь, на Рязанщине, воочию можно было убедиться в народной поговорке – не стоит село без праведника.

Только в Шацком районе их было более двадцати! Особенно почитаемыми были сестры Петрины из села Ялтуново – Анисия, Матрона и Агафия. Служа в Летово, отец Иоанн Крестьянкин встречался с ялтуновскими подвижницами и многому учился у них. Встречался отец Иоанн и с другой подвижницей веры и благочестия – блаженной Пелагеей, жившей в селе Захарово.

Попытка расправы

Источник духовной жизни, забивший на приходе, не иссякал. К батюшке шли и шли люди. Шли за духовным советом, за утешением, за молитвенной помощью. Шли, чтобы совместно с ним помолиться за богослужением. Уходили же после служб и общения с батюшкой ободренные, утешенные, согретые общей церковной молитвой.

Комсомольские активисты не могли смириться с таким положением дел и стали посылать священникам Космодамианского храма письма с матерной бранью и угрозами физической расправы. И однажды, в ночь на 1 января 1961 года, учинили расправу на ним и его близкими. После издевательств над батюшкой с требованием выдать ключи от церкви и деньги, получив ответ, что ни того, ни другого у него нет, рассвирепевшие посетители прикрутили его руки к ногам за спиной, затолкали в рот тряпку и устроили обыск-погром, сопровождавшийся непристойной бранью и побоями связанного. Писала об этом случае Т.С. Смирнова со слов отца Иоанна.

Когда безрезультатные поиски закончились, был вынесен приговор – свидетеля убить. Насмехаясь над верой священника, его, связанного, бросили перед иконами «вымаливать себе рай». Лежа на боку, батюшка возвел глаза к образу Иоанна Богослова, стоявшему в центре, и забылся в молитве. Сколько он молился, не помнил, а когда забрезжил рассвет, услышал движение в комнате. К нему припал Алексей (паломник из Москвы), думая, что батюшка мертв, но, убедившись, что он живой, дрожащими руками начал раскручивать провод, впившийся в тело. Не сразу опомнившись, он освободил от тряпки рот батюшки.

Вдвоем наскоро привели они в порядок разоренную комнату, благодаря Господа: «Наказуя, наказа меня Господь, смерти же не предаде».

А утром батюшка начал службу благодарственным молебном и поминал ночных своих посетителей, имена коих «Ты, Господи, Сам веси». И почти никто не понял, что он молился о разбойниках, которые не ведают, что творят.

За оживление приходской жизни в селе Летово, за активное восстановление Космодамианского храма советские власти ополчились на его настоятеля и сослужащего ему священника. Рязанский уполномоченный по делам религий настоял на их переводе в другие храмы.

 

Дорожка в монастырь

В 1963 году батюшку Иоанна Крестьянкина перевели служить в Воскресенскую церковь села Борец Сараевского района. Через некоторое время его назначили на служение в Никольский храм села Некрасовка Ермишинского района, а весной 1966 года – в Никольский храм города Касимова.

Таким образом, за девять лет служения на Рязанской земле батюшка поменял шесть приходов. Уполномоченному казалось, что, перемещая энергичного священника с прихода на приход, он не дает ему в полной мере использовать свои силы в исполнении пастырских обязанностей. Однако он даже и подумать не мог, что Господь и злые намерения через праведника претворяет в добрые дела. Так, в селе Некрасовка благодаря отцу Иоанну Никольский храм был буквально спасен от закрытия по причине непригодности здания к проведению богослужений. Вдохновленные его пастырским словом, прихожане активно взялись за восстановление порушенной святыни. По ночам, тайком, на себе доставляли они из Ермиши необходимые для ремонта материалы, рискуя быть подвергнутыми гонениям со стороны властей.

Во время служения на Касимовской земле отец Иоанн решил тайно постричься в монахи. Он долго к этому шел. Но все-таки пострижение отца Иоанна Крестьянкина произошло неожиданно. В Сухуми жил в то время старец закрытой Глинской пустыни иеросхимонах Серафим (Романцов), который был духовником отца Иоанна. В июле 1966 года отец Иоанн приехал к нему настолько больной, что старец засомневался, вернется ли он живым на свой приход, и постриг его в монашество, полностью предав свое духовное чадо воле Божией.

Вскоре, в 1967 году, у отца Иоанна состоялась личная встреча со Святейшим Патриархом Алексием I, который определил его на служение в Псково-Печерский монастырь.

Последняя служба батюшки Иоанна (Крестьянкина) на Рязанской земле состоялась в феврале 1967 года, на праздник Сретения Господня. В переполненном Никольском храме города Касимова после Божественной литургии отец Иоанн, утешая прихожан, которые стали для него родными, сказал:

– Отходя от вас телесно, я не отхожу от вас духовно. Я вам дорожку протопчу в Псково-Печерский монастырь.

Так и случилось. Вслед за батюшкой Иоанном рязанцы стали приходить по его дорожке в Псково-Печерский монастырь, чтобы встретиться с любимым батюшкой и вместе с ним помолиться за Божественной литургией.

Прибыв в обитель, батюшка Иоанн в своем стремлении к молитвенному уединению, к постоянному Богообщению целый год не принимал посетителей и даже не отвечал на письма. Но однажды пришел к нему наместник монастыря архимандрит Алипий (Воронов) и показал письмо, присланное из Рязани от отца Виктора Шиповальникова, давнего друга отца Иоанна (Крестьянкина). Оно было адресовано отцу наместнику. В нем батюшка Виктор жаловался архимандриту Алипию, что отец Иоанн не отвечает на его письма, и спрашивал: «Куда вы дели нашего Ванечку?»

По благословению отца наместника письменное общение было восстановлено.

А вскоре и другая весточка пришла из Рязанского края, которая помогла отцу Иоанну чудесным образом излечиться от смертельной болезни.

Однажды вечером батюшка уловил за дверью кельи какое-то движение. В дверь легонько постучали, и он, собрав все силы, ответил: «Войдите». Прошло некоторое время… наконец открылась дверь, и батюшка увидел большой старинный образ Царицы Небесной, входящий в его келью. Это была икона «Взыскание погибших». Батюшка был потрясен. Больше он никого и ничего не видел от избытка переполнивших его чувств.

Позднее отцу Иоанну объяснили, что икону привезли ему из Касимова, из разоренного женского монастыря. Она была спрятана в домике монахини, которая ежедневно прочитывала перед ней акафист. Умирая, монахиня завещала икону Божией Матери «Взыскание погибших» отцу Иоанну.

Слово архимандрита Алипия и неожиданное явление иконы, прибывшей из Рязанского края, возымели свое действие. Батюшка начал быстро поправляться и вскоре совсем выздоровел.

А после этого стал принимать всех ищущих у него слова утешения.

– Божественная любовь, – говорил архимандрит Иоанн, – поселившаяся в маленьком, слабом человеческом сердце, сделает его великим и сильным, и безбоязненным перед всем злом обезумевшего отступлением от Бога мира. И сила Божия в нас всё победит...

Игорь ЕВСИН

 

В начало

о. Иоанн (Крестьянкин)

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла после интронизации

1февраля 2009 года в соборном Храме Христа Спасителя

Крестьянкин - пастырь крестьян

5 февраля исполняется три года со дня преставления любимого в России старца отца Иоанна (Крестьянкина)

УРОКИ МИТРОПОЛИТА СИМОНА

5 февраля 2009 года исполняется 81 год со дня рождения митрополита Симона (Новикова)

ВСТРЕЧИ С ВЛАДЫКОЙ СИМОНОМ

Василий СТРАХОВ, проректор по учебно-методической работе Рязанского гос. университета имени С.А.Есенина

Какова цель жизни?

На вопросы курсантов Рязанского военного воздушно-десантного командного училища отвечает иерей Вячеслав Зикунков

Верую!

Дмитрий БРЫЛЕВ, курсант автомобильного института, г. Рязань

Зачем это надо?

Памяти Евгения Родионова

Новые Пересветы

Мы, молодые люди слышим от старшего поколения упреки в наш адрес в том, что мы безнравственны и невоспитанны

Петербургские встречи

Софья Олеговна Никулина, рязанский педагог и автор-исполнитель православных песен

Мужское дело

Виктор  Иванович Тихонов, руководитель детско-юношеской организации «Православные витязи»

«Трудолюбивая» живопись

Выставка эта необычна, как необычен и сам художник

С высоты

Персональная выставка известного рязанского художника Анатолия Григорьевича Ларюнина

О женском счастье

Это одна из книг, которую освоила быстро от начала до конца, не тратя времени на просматривание и чтение по главам

МАЛЕНЬКИЙ ЮБИЛЕЙ

В этот вечер газету поздравили представители Союза журналистов России, его рязанского отделения, администрации …

На пороге Великого Поста

Великому посту предшествуют подготовительные недели.