Логотип рязанской газеты "Благовест"

Как учить православию

В Рязанской Епархии создан Координационный совет по взаимодействию Министерства образования Рязанской области и Рязанской епархии Русской Православной Церкви по проблемам изучения православной культуры и духовно-нравственного воспитания в образовательных учреждениях Рязанской области. Его председателем стал архиепископ Рязанский и Касимовский Павел, а сопредседателем – министр образования Рязанской области Н.К. Бушкова. Наш корреспондент встретился с председателем отдела религиозного образования и катехизации Рязанской Епархии протоиереем Сергием Рыбаковым, кандидатом физико-математических наук, членом этого координационного совета.

 

Предмет «Основы православной культуры» (ОПК) не новый для наших российских школ. Известно, что ещё в 1999 году подобный Координационный совет был создан на уровне Патриархии и Минобразования РФ. Повсеместно шла работа по введению ОПК на местах. Что стало толчком для создания координационного совета в нашей Епархии?

– Постановление архиерейского Собора, которое нацеливает епархиальные структуры на более активное внимание к проблемам образования. Во вновь созданный Координационный совет по вопросам ОПК от светских структур вошли: министр образования Рязанской области, ректор РГУ, начальник городского управления образования, науки и молодёжи и другие лица, занимающие ключевые должности в структуре образования области. В связи с этим идёт масштабная организация самих епархиальных структур. В частности, усиливается отдел религиозного образования и катехизации, и создаются должности педагогов-катехизаторов при благочиниях. Совместные действия епархиальных и государственных структур могут привести к количественному и качественному изменению в отношении изучения ОПК. По большому счёту, ОПК охватывает широкий спектр знаний, изучаемых предметов: православная литература, православная музыка, православная архитектура, православный быт, православные экономические отношения и т.д. Многие области человеческих знаний в России пронизаны культурой православия, и изучение их может быть полезно всем. Для этого и создаются новые структуры.

Уже второе десятилетие за введение в школах предмета по основам православной культуры идёт буквально борьба, битва, несмотря на официальное соглашение по взаимодействию между Министерством образования и РПЦ.

– Всё хорошее пробивает себе дорогу с трудом, тем более в государстве, где долго официальной религией был атеизм. К тому же, если говорить о тенденциях, которые развиваются в сфере образовательной политики России, то видно, что они формируют системный кризис, направлены на уничтожение традиций, на перевод образования на коммерческие рельсы и способствуют деградации образовательного уровня. Я бы даже сказал, что происходит вырождение системы образования, замена его на нечто, совершенно несвойственное нашей российской традиции. Что касается конкретно ОПК, то понятно, что православная культура как системообразующий предмет никак не устраивает высшее (федеральное) руководство системы образования РФ. Впрочем, можно точно так же сказать о преподавании русского языка и литературы, отечественной истории, математики и других фундаментальных дисциплин.

Кстати, батюшка, и в Рязанском государственном университете, в котором вы преподаёте, в этом году на первый курс не набирают специалистов по русскому языку и литературе, а только бакалавров и только по русскому языку. Оказывается, что учителя по русской литературе вообще не нужны! Но разве можно разделить русский язык и литературу?

– Да, к сожалению, из системы образования постепенно исторгается всё ценное, полезное, та база знаний, опыта, на котором строится воспитание русских людей, граждан Российского государства. Другое дело, что на региональных уровнях в педагогических коллективах всё-таки идёт посильное сопротивление политике министерства образования РФ. И в этом смысле мы можем констатировать интерес к изучению православной культуры со стороны педагогической и родительской общественности, что находит поддержку Министерства образования Рязанской области, городских управлений и многих районных управлений образования в области. Естественно, речь не идет, во-первых, о всеобщем обязательном введении ОПК, во-вторых, о общеобязательном, принудительном характере изучения этого предмета теми, кто исповедует другие традиционные религии России или провозглашает себя атеистом.

Какие первоочередные задачи поставлены перед вновь созданным Координационным советом?

– Задачи очень большие и важные. Но начинать нужно с малого. В первую очередь, сейчас нужно провести анализ того, что уже сделано за последние полтора десятилетия, понять, кто и как сейчас преподает ОПК в школах, какова подготовка, образовательный опыт и т.п. Кстати, квалифицированные кадры по ОПК у нас в области уже имеются. Это, прежде всего, выпускники-теологи. Если бы для них были созданы приемлемые условия, многие из них, конечно, с большим удовольствием работали бы в образовательных учреждениях разного типа, способствовали бы и культурному, и нравственному просвещению. Другой контингент – это подготовленные на базе РИРО и РГУ учителя, которые уже ведут ОПК, а также учителя литературы, истории или иных предметов, желающие преподавать ОПК.

Рассматривая ОПК в качестве системообразующего предмета, нам бы хотелось, чтобы и русская литература, и отечественная история, и даже физика преподавались с духовной пользой для учащихся, чтобы предметы воспитывали национальное самосознание, патриотизм, трудолюбие, давали четкие нравственные ориентиры. 

Есть ли школы, которые могли бы стать базовыми или уже являются таковыми по преподаванию ОПК?

– Да, конечно, имеются школы с большим опытом преподавания этого предмета. В Рязани это школы №№ 51, 72, 63, лицей №4 и целый ряд других, в районах – прежде всего, школы Касимовского района. Достойных педагогов ОПК сейчас тоже достаточно много. Совсем недавно лучшим из них мы вручали грамоты Отдела религиозного образования и катехизации и другие награды. Для примера могу назвать педагога Софью Олеговну Никулину, у которой разработан целый цикл авторских программ по ОПК для разных классов, и Елену Бородину, молодого преподавателя лицея №4, выпускницу кафедры теологии РГУ, успешно зарекомендовавшую себя на этом поприще, и очень многих учителей, самоотверженно трудящихся на благо Церкви и Отечества.

Отец Сергий, можно ли доверять всеохватывающим цифрам по ОПК, которые озвучивают чиновники от образования по Рязанской области и городу?

– Во-первых, всеохватывающих цифр нет. Есть конкретные цифры. Сейчас, по официальным данным, ОПК ведется в 227 школах области. Предмет изучают 9031 учащийся.

Во-вторых, доверять можно, но лучше проверять, не для того, чтобы кого-то в чём-то уличить, а для того, чтобы понять реальную картину по обсуждаемому предмету. Какая отдача от этого изучения, каково качество преподавания и каков уровень усвоения материала – это хорошо бы оценить. Такая задача поставлена и будет решаться в ближайшее время.

 

 

В начало

Семья и будущее человечества

Нам пытаются навязать перевернутую логику, сказать, что семья отмирает, представить как норму однополые союзы, суррогатное материнство

Теряющая Рязань

Многих жителей нашего города тревожит то, что мало в городе остается старины, да и ту пытаются спрятать за громадами домов

В селеньях праведных

Малая Родина, Отчина, как и вся наша большая Родина, Россия, по утверждению праведного Иоанна Кроншадтского – это «Престол Божий»

Пожар

«Передельцы, – прочитала она указатель деревни, а в голове мелькнуло: – Хатынь!»

Как учить православию

В Рязанской Епархии создан Координационный совет по взаимодействию Министерства образования Рязанской области и Рязанской епархии Русской Православной Церкви

Благодатный возраст

«Основы православной культуры» (ОПК). И до сих пор часто звучит вопрос: «А нужен ли такой предмет в школе?»

Прививка: не навреди

Позиция иммунолога, доктора медицинских наук Г.Б. Кирилличевой

Можно ли «победить» дифтерию прививками?

Ликвидировать дифтерию при помощи АКДС невозможно даже при 100 % охвате прививками!

Боль доктора

В редакцию «Благовеста» обратился кандидат мед. наук врач акушер-гинеколог Игорь Иванович Набокин

Ох уж этот непоседа!

«Нам то и дело делают замечания в храме, он же и минуты не может постоять, мне так стыдно за него», – сетует в разговоре мама

«Нет неверующих»

Сколько я встречал материалистов,  как раз все они верили именно в чудеса

Творение своего мира

Сколько себя помню, всегда ездила в детские, как их называют, «оздоровительные» лагеря

Как учить 
православию