Логотип рязанской газеты "Благовест"

В селеньях праведных

Малая Родина, Отчина, как и вся наша большая Родина, Россия, по утверждению праведного Иоанна Кроншадтского – это «Престол Божий». И рязанская земля – часть этого Престола. Одним из священных мест Рязанщины является поле близ деревни Торчино Спасского района. Поле, на котором в 1487 году произошло явление чудотворной иконы Божией Матери. День памяти иконы Матери Божией Феодотьевской (Одигитрии Рязанской) с тех пор празднуется 15 июля.

Эту икону по месту явления следовало бы назвать Торчинской. Но, поскольку Торчино входило в приход Успенской церкви села Федотьево, то икону назвали даже Феодотьевской (Федот по церковно-славянски, – Феодот). О селе Федотьево сложена красивая легенда. «Было у отца три сына. Гаврил, Пётр и Федот. И когда пришло время жить им в разных местах, то пришли они с отцом на Цыганскую гору. И сказал им отец: «Бросайте топор вверх, и в какую сторону он упадёт, туда и пойдете вы жить». Бросил топор Гаврил в одну сторону, и образовалось там впоследствии село Гавриловское. Бросил Пётр и стало село Петровичи. Бросил топор Федот, и упал он среди леса на поляне, у речки Кишня, и образовалось там село Федотьево».

При Иване Третном и произошло явление чудотворной иконы близ села Торчино на поле, которое называли «Старое».

В народном предании жителей Мокриц и Торчино говорится, что она привиделась одному иноку во сне. Но тот не обратил на этот сон внимания. Тогда икона вновь явилась этому иноку. Какой-то голос даже указал место, на котором следует обрести её. Это было «Старое» поле в четырёх верстах от Торчино. Голос сказал, что икона находится в земле под берёзой. Наутро инок рассказал о своём сне отцу. Они взяли лопату, пришли на «Старое» поле и, копнув землю под берёзой, обнаружили икону Божией Матери.

А в предании, записанном в несохранившейся церковной летописи Успенского храма села Федотьево была другая версия обретения иконы. Согласно ей повеление обрести икону было во сне не иноку, а сельскому мальчишке. Сама Богородица явилась ему во сне и наказала выкопать икону из земли на поле близ Торчино. Мальчишка рассказал об этом сне родителям, и они вместе пошли на поле и обрели чудотворную икону.

Перенесена она была, по всей видимости, в Успенскую церковь села Федотьево. Весть об этом тотчас разнеслась по округе. Жители Мокриц и Торчино стали стекаться к новоявленной иконе Божией Матери для молитв. И тогда же по молитвам пред ней больные стали получать исцеления, скорбящие утешения, нуждающиеся помощь. Весть о чудотворной иконе достигла рязанского арихиерея Симеона. Он принял решение перенести её в Успенский (Ныне Христорождественский) собор Переяславля Рязанского для «ограждения и спасения» города. Что и было исполнено со всеми торжественными почестями.

Феодотьевская икона Божией Матери стала главной святыней Переяславля Рязанского. В молитвах пред ней преклонялись рязанские архиереи,  великие рязанские князья и русские Цари, посещавшие Рязань. Православный народ во множестве стекался к чудотворному образу, получая от него благодатную помощь.

Не остались без утешения и жители Торчино Мокриц и Федотьева. Рязанский Архиепископ святитель Феодорит повелел сделать с Феодотьевской иконы два точных списка, один из которых подарил Успенской церкви села Федотьево.

Со своей стороны жители Торчино, Мокриц и Федотьево почтили место явления чудотворной иконы тем, что в 1720 году построили на месте её явления Ризоположенский храм. Ведь икона явилась именно на праздник положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахернском храме.

  Риза, по-древнерусски, это одежда, облачение. По-гречески – покров. Согласно церковному преданию, Божия Матерь перед Успением подарила свой головной покров и пояс  одной девице. А та завещала её другой девице в своём роду. И передавалась риза Богородицы в этом роду от одной девы к другой.  В 458 году она была перенесена Константинополь и положена в храм, который находился в предместье этого города – во Влахерне. Благодаря ризе или покрову Богородицы, Константинополь не раз был спасаем от нашествия врагов. Согласно одному из списков с документов, в 910 году город избавился от нападения сарацинов, а согласно другому от россов.

Торчинцы не случайно назвали храм на месте явления чудотворной иконы Божией Матери Ризоположенским. Ведь без ризоположения не было бы и Покрова, праздника, который в крестьянском быту особенно чтился. А главное, благодаря ризе Пресвятой Богородицы, на Руси произошло первое крещение. Было это в 860 году, когда флот русского князя Аскольда осадил Константинополь. Но после Крестного хода константинопольцев с ризой Богородицы и погружением ее края в воды Босфора поднялась буря и разметала русские корабли. Аскольд заключил перемирие, в условия которого входило положение о его крещении в православную веру. Согласно этому договору князь действительно принял крещение с именем Николай. Крестились и многие из его дружины. Таким образом, праздник Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне является праздником первого Крещения Руси. Но сегодня об этом мало кто помнит. И потому особенно важно, что на месте первого Ризоположенского храма, впоследствии упразднённого, разобранного и перенесённого в Федотьево, ныне вновь воздвигнут храм в честь положения ризы Божией Матери.

После революции 1917 года большевики разрушили Ризоположенскую и Успенскую церкви в Федотьево.

Совместно с местными комсомольцами они гирями и кувалдами ломали в церкви всё, начиная с подсвечников. «Иконы коммунисты рубили топорами, а мы верующие, нам страшно, когда иконы рубят, печи ими топят» – рассказывали жители Федотьева.

Представители богоборческой власти уехали. Федотьевцы, сортировавшие ссыпанное в церкви зерно, днём выносили иконы и прятали вблизи храма, а когда стемнеет, уносили их домой. В числе других икон был спасён и список с чудотворной иконы Божией Матери «Феодотьевская», написанный по повелению святителя Феодорита.

Но богоборцы не успокоились. Вскоре они приступили к разрушению Успенской церкви. Сначала посбивали кресты, разрушили купола. Потом поснимали с колокольни колокола. А ведь церковь в селе Федотьево славилась своим особым малиновым звоном, который был слышен за 20 километров. Как вспоминают старожилы, для того, чтобы разбить колокола был прислан специальный человек, «силач», по выражению федотьевцев.

После разгрома звонницы приступили к разрушению колокольни. А она, по воспоминаниям старожилов, была очень красивой и высокой. На ней находились куранты, которые каждый час отмечали особым боем. По этим часам население сверяло время. На первом и втором ярусах колокольни жили монахини, которые в свободное время стегали одеяла для жителей села.

И вот безбожники стали разрушать красавицу-колокольню. Они выломали в её фундаменте большие проёмы, наложили в них сухих берёзовых дров и подожгли. Когда дрова прогорели, колокольня осела и стала разрушаться. Вскоре разрушили и саму Успенскую церковь, а кирпичи от неё использовали на строительство школы.

В годы войны было сделано послабление православной Церкви. Из дома в дом переносился сохранённый чудотворный список с Феодотьевской иконы. Перед ней читался акафист, звучали псалмопения и молитвы.

В своих нуждах торчинцы и мокрицынцы всегда обращались к иконе Феодотьевской Божией Матери.  Особенно в болезнях, перед свадьбой и перед дальней поездкой. А к спасённому списку с него относились с трепетом и благоговением. Слёзно молились перед ним и торжественно с псалмопениями переносили из дома в дом для освящения жилища и благодатной помощи скорбящим, унывающим, больным. Вплоть до хрущёвских гонений к чудотворному списку с Феодотьевской иконы свершались паломничества.

Шли годы. Менялась ситуация в стране. В 1997 году в 510-ю годовщину явления Феодотьевской иконы на месте разрушенной Успенской церкви по благословению архиепископа (впоследствии митрополита) Рязанского и Касимовского Симона возвели часовню. Вторую часовню построили близ места явления образа Пречистой Богородицы, на кладбище деревни Торчино. Она была освящена в день явления – 15 июля. Освящал её иеромонах (ныне игумен) Виталий Уткин, насельник Иоанно-Богословского монастыря. После соответствующих молитв он окропил стены святой водой, помазал елеем. Затем отец Виталий отслужил обедницу и водосвятный молебен.

А к месту явления на «Старое поле» близ Торчино со списком с Феодотьевской иконы, который стал местночтимой святыней, был совершён торжественный крестный ход. Там перед ней прочитали акафист. Далее крестный ход двинулся на Торчино, а оттуда в Михали, где к тому времени стал действовать и возрождаться храм в честь архангела Михаила. После молебна в этом храме крестный ход пошёл в Старую Рязань. Местночтимую Феодотьевскую икону торжественно, с пением Богородичных молитв обнесли по периметру разрушенной татарами столицы древнего рязанского княжества.

Торжества в честь 510-летия явления образа Пресвятой Богородицы близ Торчино завершились в Спасске, на месте разрушенного Преображенского собора. Так началась традиция крестных ходов с местночтимым Феодотьевским образом Божией Матери, которые по благословению рязанского архиерея владыки Павла стала организовывать  рязанская общественная организация «Истоки». Теперь крестные ходы проходят ежегодно 15 июля – в день праздника Феодотьевской иконы. Они начинаются из Федотьева и Михали и завершаются на месте явления чудотворной иконы, где в 2003 году был установлен поклонный крест.

В 2007 году к поклонному кресту верующими был совершён четырёхдневный крестный ход из Рязани.

В том же году на месте явления чудотворного образа близ Торчино, там, где когда-то стоял Ризоположенский храм началось строительство нового храма. Назвали его по-прежнему – в честь положения честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. 4 сентября 2008 года состоялось освящение фундамента. Чин освящения совершил протоиерей Илия Коростелёв, сослужил ему иерей Димитрий Моисеенков.

Вскоре Господь зримым образом выказал своё благоволение к строительству Ризоположенского храма. В нём стали происходить чудеса. Один из его строителей иногда ночевал в нём. Однажды, встав за полночь, он увидел свет в алтаре, в котором тогда даже окна не были прорублены. Свет был неземной. И с тех пор он, когда оставался ночевать в строящемся Ризоположенском храме, видел этот свет в алтаре без окон…

Происходили чудеса и с чтимыми списками с Феодотьевской иконы. Один из них, помещённый в Успенском кафедральном соборе заблагоухал и замироточил. А в 2007 году замироточил и другой список, который находился в отстроенном Феодотьевском храме села Федотьево.

Совершались чудеса и по молитвам к списку, сделанному по повелению святителя Феодорита. В конце 1990-х годов он находился на хранении в селе Федотьево в доме Валентины Алексеевны Закомолдиной. И вот у одной жительницы этого села заболела дочь. Она была при смерти. И тогда её мать попросила у Закомолдиной принести чудотворную икону в её дом. Она верила, что по молитвам к этому образу дочь выживет и поправится. Так и случилось. Тяжело болящая, находящаяся при смерти девушка, стала молиться пред чудотворным образом и получила исцеление.

Другой случай произошёл после того, как Закомолдина передала Феодотьевскую икону в храм города Спасска. Это было летом 1999 года. Тогда Торчино, Мокрицы и Федотьево охватила засуха, верующие поехали в Спасск и отслужили пред иконой Богородицы молебен о прекращении бездождия. Через некоторое время дождь пошёл.

Сам же чудотворный Феодотьевский первообраз, явленный близ деревни Торчино, ныне находится в запасниках историко-архитектурного музея заповедника «Рязанский кремль». И давно пора предать его Рязанской епархии. Ведь этот образ – главная святыня Рязани. Он не раз спасал Рязань и горожан от различных бедствий. Он намолен не одним поколением верующих рязанцев и паломников из дальних городов и деревень. И потому должен вновь быть доступен для поклонения верующих.

Игорь Евсин (из книги «Торчино, Мокрицы, Федотьево…»

Рассказы о селениях, близ которых

явилась чудотворная икона

Божией Матери).

 

В начало

Семья и будущее человечества

Нам пытаются навязать перевернутую логику, сказать, что семья отмирает, представить как норму однополые союзы, суррогатное материнство

Теряющая Рязань

Многих жителей нашего города тревожит то, что мало в городе остается старины, да и ту пытаются спрятать за громадами домов

В селеньях праведных

Малая Родина, Отчина, как и вся наша большая Родина, Россия, по утверждению праведного Иоанна Кроншадтского – это «Престол Божий»

Пожар

«Передельцы, – прочитала она указатель деревни, а в голове мелькнуло: – Хатынь!»

Как учить православию

В Рязанской Епархии создан Координационный совет по взаимодействию Министерства образования Рязанской области и Рязанской епархии Русской Православной Церкви

Благодатный возраст

«Основы православной культуры» (ОПК). И до сих пор часто звучит вопрос: «А нужен ли такой предмет в школе?»

Прививка: не навреди

Позиция иммунолога, доктора медицинских наук Г.Б. Кирилличевой

Можно ли «победить» дифтерию прививками?

Ликвидировать дифтерию при помощи АКДС невозможно даже при 100 % охвате прививками!

Боль доктора

В редакцию «Благовеста» обратился кандидат мед. наук врач акушер-гинеколог Игорь Иванович Набокин

Ох уж этот непоседа!

«Нам то и дело делают замечания в храме, он же и минуты не может постоять, мне так стыдно за него», – сетует в разговоре мама

«Нет неверующих»

Сколько я встречал материалистов,  как раз все они верили именно в чудеса

Творение своего мира

Сколько себя помню, всегда ездила в детские, как их называют, «оздоровительные» лагеря

Икона Матери 
Божией 
Феодотьевская 
(Одигитрия Рязанская)