Логотип рязанской газеты "Благовест"

Ох уж этот непоседа!

Пришла с детьми в храм и в очередной раз стала свидетелем такой сцены. Во время службы мимо пожилого алтарника, стоящего в глубине храма, пронесся мальчик лет пяти-шести. Резким движением тот остановил сорванца, пожурил его, а затем строго огляделся по сторонам в поисках мамы мальчика. Почему она его не научит, как надо вести себя в храме?

«Нам то и дело делают замечания в храме, он же и минуты не может постоять, мне так стыдно за него», – сетует в разговоре мама. Знакома ли вам ситуация, когда ребенок бросается от одного занятия к другому, не окончив предыдущего? Или когда он с трудом сосредотачивается, легко отвлекается, неорганизован, теряет игрушки, предметы одежды? А может еще и быстро раздражается, чрезмерно реагирует на пустяки, ерзает, вертится, прерывает говорящих, берется за что-то, не дослушав указаний? Таково типичное поведение гиперактивного ребенка. Его пытаешься урезонить – он будто бы не слышит и расходится еще больше. Его пытаешься наказать, но безрезультатно. Измотанные родители, в особенности мамы, приучаются терпеливо сносить укоризны со стороны по поводу поведения любимых чад, ежедневно в одиночку решая практически ядерную проблему: как направить неуправляемую энергию в мирное русло?

В книге замечательных авторов Уильяма и Марты Сирс, педиатра и медсестры из Канады, родивших и воспитавших восьмерых детей, есть интересная история пятилетнего Райана. Его привели на консультацию к доктору, когда родители отчаялись добиться хорошего поведения. Мама этого мальчика делилась: «Я повторяла слово «нельзя» сто раз в день.  Я со страхом ожидала утра: Райан выскочит из постели, и начнется погоня за преступником, которая закончится не раньше десяти вечера, когда один из нас свалится в полном изнеможении». Решение проблемы мальчика требовало консультаций нескольких специалистов, им стали заниматься родители, учителя, психолог и врач. Как именно родители достигали приемлемого поведения Райана, можно почитать в книге супругов Сирс «Воспитание ребенка от рождения до десяти лет» в разделе «Воспитание в особых случаях и воспитание особенных детей». Характерно, что чаще всего таким детям требуется медикаментозное лечение, в то время как родители зачастую опасаются прибегать к лекарственным препаратам. В данном случае лекарства действительно нужны: они помогут мозгу и мышцам прислушаться друг к другу, объединить свои действия, чтобы потом научиться взаимодействовать и без пилюль.

У моей дочки в группе был такой мальчик, который не мог ничего не рушить, сидеть спокойно, не дергая детей. Воспитатели не знали, какой реакции от него ждать в следующую минуту, он то и дело попадал в переделки и заставлял воспитателей находиться в постоянном напряжении. Под давлением воспитателей и родителей, чьи дети пострадали от непредсказуемого Вовы, мама начала его лечить. Прошло полгода, поведение мальчика заметно улучшилось. По характеру-то своему он и раньше был ласковым и добродушным, только неуправляемым.

Что же касается активности всех детей вообще, то тут полезно прислушаться к словам психолога со стажем, преподавателя МГУ, автора замечательных книг по практической психологии Юлии Гиппенрейтер. В своей книге «Общаться с ребенком. Как?» она пишет: «Родителям часто досаждает активность детей: почему им надо так много бегать, прыгать, шуметь, играть, лазать по деревьям, бросать камни, рисовать на чем попало, все хватать, открывать, разбирать? Ответ прост: все это и многое другое – проявления естественных и очень важных для развития детей потребностей в движении, познании, упражнении. Им гораздо больше, чем нам, взрослым, нужно двигаться, исследовать предметы, пробовать свои силы. Запрещать подобные действия – все равно, что пытаться перегородить полноводную реку. Лучше позаботиться о том, чтобы направить течение в удобное и безопасное русло».

Что же касается поведения гиперактивных детей в храме, то всем нам, окружающим, нужно все же с большим вниманием, терпением и снисходительностью относится к таким детям и их родителям, стараясь как-то помочь, помня о том, что непоседы – это тоже члены церковной общины, часть соборной церкви. Терпит же храм Гроба Господня в Иерусалиме неугомонную арабскую молодежь. Даже огонь не сходил с неба в тот год, когда решили не пускать этих шумных молодых людей в Великую субботу в церковь. Представьте, если мы выгоним всех детей из храма за поведение, будет ли будущее у такого храма без детей? Важно дать любому ребенку, пришедшему в храм, почувствовать себя нужным, а не лишним в нем.

Наталья Гордиенко

 

В начало

Семья и будущее человечества

Нам пытаются навязать перевернутую логику, сказать, что семья отмирает, представить как норму однополые союзы, суррогатное материнство

Теряющая Рязань

Многих жителей нашего города тревожит то, что мало в городе остается старины, да и ту пытаются спрятать за громадами домов

В селеньях праведных

Малая Родина, Отчина, как и вся наша большая Родина, Россия, по утверждению праведного Иоанна Кроншадтского – это «Престол Божий»

Пожар

«Передельцы, – прочитала она указатель деревни, а в голове мелькнуло: – Хатынь!»

Как учить православию

В Рязанской Епархии создан Координационный совет по взаимодействию Министерства образования Рязанской области и Рязанской епархии Русской Православной Церкви

Благодатный возраст

«Основы православной культуры» (ОПК). И до сих пор часто звучит вопрос: «А нужен ли такой предмет в школе?»

Прививка: не навреди

Позиция иммунолога, доктора медицинских наук Г.Б. Кирилличевой

Можно ли «победить» дифтерию прививками?

Ликвидировать дифтерию при помощи АКДС невозможно даже при 100 % охвате прививками!

Боль доктора

В редакцию «Благовеста» обратился кандидат мед. наук врач акушер-гинеколог Игорь Иванович Набокин

Ох уж этот непоседа!

«Нам то и дело делают замечания в храме, он же и минуты не может постоять, мне так стыдно за него», – сетует в разговоре мама

«Нет неверующих»

Сколько я встречал материалистов,  как раз все они верили именно в чудеса

Творение своего мира

Сколько себя помню, всегда ездила в детские, как их называют, «оздоровительные» лагеря

Наталья Гордиенко