Логотип рязанской газеты "Благовест"

Рассказ

Пожар

Горел лес. Уже почти месяц огонь властвовал, пожирая своими красными жадными языками всё вокруг. Ветер перебрасывал куски пламени, как мяч, через просеки и асфальтовые дороги, и пожар занимался в новом месте. Могло загореться от маленькой искры. Густой белой сеткой висел смог от пожарища, пахло гарью и дымом. Дышать было тяжело. Казалось, что ещё два или три таких дня – и люди, как выброшенные на берег рыбы, станут задыхаться в мучительных конвульсиях.

Люди сбились с ног, без сна и отдыха, голодные, они были бессильны перед властью стихии. Но таких было немного. Деревня, казалось, была одурманена смрадным дыханием пожара. Почти никто не вышел тушить лес. Деревня ждала. Чего? Своего конца?

Огонь был уже близко. Деревня готовилась к эвакуации. Наталья завязала узел с самым необходимым, вытерла пот со лба и уселась на пол. Ещё вчера она возвращалась с мужем из областного центра и с ужасом смотрела из окна машины. На протяжении всех двухсот километров дороги висела плотная завеса дыма. А вокруг – обгоревший лес, пожар, как ненасытное чудовище, пожрал свою пищу и кинулся в другую сторону. То тут, то там плясали в темноте очаги огня, словно кто-то невидимый разводил костры. И вдруг её больно кольнуло: по обеим сторонам дороги среди выгоревшей травы высились обгоревшие печные трубы. «Передельцы, – прочитала она указатель деревни, а в голове мелькнуло: – Хатынь!». На обочине стояли машины «скорой помощи» и «пожарные» и много людей, теперь уже бездомных. Сердце Натальи сжалось: «Куда они пойдут? К соседям, родным? Но деревня выгорела дотла…». Даже каменные дома стояли как после бомбёжки...

Наталья оглядела глазами комнату: что бы ещё упаковать? Прокопченные серые занавески с когда-то голубыми цветочками? Зачем? Если дом сгорит… Перевела взгляд в красный угол, откуда кротко взирали святые. «Иконы… Конечно же, надо спасать иконы!». Она кинулась к домашнему иконостасу и стала торопливо складывать иконы в коробку, бережно оборачивая их полотенцем. Спас Нерукотворный, Никола, Неопалимая купина… «Ах, Господи, что же это я сижу? Крестным ходом надо идти! Скорее!» Наталья недоумевала, как же она могла забыть, ведь было чудо, совсем недавно и рядом.

Ещё вчера соседка рассказывала, как в селе Шостье от горящего торфяника перелетела искра на жилые постройки. Тут же три дома охватило пламенем, потом горящий листок дерева перенесло ветром через улицу и загорелись другие дома. Несмотря на все старания жителей, которые встали на защиту села, за два часа шесть домов превратились в головешки. Но, как по тревоге, появились монахини. Первая несла большой деревянный крест. Вдруг ниоткуда появилась тучка, и закрапал мелкий дождичек, которого больше месяца не было и в помине. Монахини обошли крестным ходом опасное место, и случилось чудо: как по команде, сменился ветер, пособник пожарищ, и перебросил пламя на только что сгоревшие дома. Огонь, не найдя себе пищи, угас.

Кто плечами пожимал (надо же, как совпало!), кто смотрел на небо с любопытством, а кто с благодарностью. Чудо одно, а людская реакция разная. Вот и сейчас: Бог в сердца постучал, а многие так и не открыли.

Наталья схватила икону Богородицы и выскочила на улицу. «Только крестный ход спасёт нашу деревню, – неотступно крутилось в мозгу. – Владычице, помоги!»

Но желающих помолиться было ничтожно мало. Небольшая горстка женщин, с надеждой держа икону перед собой, двинулась вдоль улицы.

– Царице Моя Преблага-а-а-ая, – начали дружно, почти все они помогали петь на клиросе в соседнем селе, но потом сбились, скомкали слова и замолчали.

– Пойте, что помните, – скомандовала Наталья, и её сильный голос зазвучал, постепенно набирая силу. – Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго…

Высокая, она шла, подняв голову, уверенно ступая по земле, которую хотела защитить от беды.

– За всех молиши Сына Твоего и всем твориши спастися, – подхватили остальные.

К крестному ходу присоединился молодой батюшка, бывший военный, недавно назначенный на приход. А другие? Другие или с любопытством смотрели на необычное шествие, или советовали, где лучше идти.

– А вам разве не надо? – гневно кричала Наталья. – Ваши дома не горят?

Так уже было несколько лет назад, когда ураган вырывал с корнем большие деревья, срывал крыши с домов, выбил стёкла. Но не везде. Были и дома, не тронутые стихией, где целыми остались и стёкла, и даже теплицы. Там молились.

А лес всё горел и гудел, как сбитый самолёт. Ещё немного, и вспыхнет высохшая нескошенная трава, и огонь подберётся к домам. Крестный ход остановился. И тут женщины разом рухнули на колени и заголосили каждая своё, со слезами и причитаниями, как по покойнику. Так, как сейчас, они ещё никогда не молились. Глава местной администрации отвернулся, он не терпел женских слёз, но от такой картины сам заморгал и торопливо вытирал платком глаза, оправдываясь, дескать, дым…

И вдруг, будто Всемогущий и Таинственный Кто-то дунул, и ветер повернул обратно к лесу.

Все голоса сразу стихли. Ещё не осознавая, как это произошло, люди поняли: деревня спасена. Первым нарушил молчание глава. Он подошёл к Наталье и сказал убеждённо:

– Теперь я знаю: Бог есть.

Она ничего не ответила, а только слегка улыбнулась. Она ещё не опомнилась от посещения Великого Гостя.

Марина ЛЕБЕДЕВА, г. Касимов

(рассказ основан на реальных событиях 2010 г.)

 

Как Матронушка пчел спасла

Эта история произошла в семье пасечника прошлым страшным летом. В тот день был сильный ветер. Где-то неподалеку горели леса. В воздухе ощущался настойчивый запах гари, пелена дыма окутывала село. В доме раздался тревожный телефонный звонок – соседняя деревня горит! А в деревне той сосредоточена большая часть пасеки. Что делать?

Пасечник вместе с сыном тотчас же срываются с места, отложив домашние дела, немедленно едут спасать пчел в зону пожара. Жена и дочь оторопели – каких ждать вестей? Чем помочь? Первым, за что схватилась дочь, будто за соломинку, стала читать акафист блаженной Матронушке. Сильнейший, сплошной ветер неожиданно меняет направление на девяносто градусов. Огонь обходит пасеку и продолжает жечь деревню.

В считанные минуты пожар охватил почти всё: горели жилые, горели брошенные дома, горели надворные постройки, деревья, кусты, трава. От всей деревни осталось несколько домов. Их можно было сосчитать по пальцам. После пожара нетронутыми оказались лишь пасека и дом, хозяйка которого с иконой ходила вокруг своего жилища.

Наталья Гордиенко

 

В начало

Семья и будущее человечества

Нам пытаются навязать перевернутую логику, сказать, что семья отмирает, представить как норму однополые союзы, суррогатное материнство

Теряющая Рязань

Многих жителей нашего города тревожит то, что мало в городе остается старины, да и ту пытаются спрятать за громадами домов

В селеньях праведных

Малая Родина, Отчина, как и вся наша большая Родина, Россия, по утверждению праведного Иоанна Кроншадтского – это «Престол Божий»

Пожар

«Передельцы, – прочитала она указатель деревни, а в голове мелькнуло: – Хатынь!»

Как учить православию

В Рязанской Епархии создан Координационный совет по взаимодействию Министерства образования Рязанской области и Рязанской епархии Русской Православной Церкви

Благодатный возраст

«Основы православной культуры» (ОПК). И до сих пор часто звучит вопрос: «А нужен ли такой предмет в школе?»

Прививка: не навреди

Позиция иммунолога, доктора медицинских наук Г.Б. Кирилличевой

Можно ли «победить» дифтерию прививками?

Ликвидировать дифтерию при помощи АКДС невозможно даже при 100 % охвате прививками!

Боль доктора

В редакцию «Благовеста» обратился кандидат мед. наук врач акушер-гинеколог Игорь Иванович Набокин

Ох уж этот непоседа!

«Нам то и дело делают замечания в храме, он же и минуты не может постоять, мне так стыдно за него», – сетует в разговоре мама

«Нет неверующих»

Сколько я встречал материалистов,  как раз все они верили именно в чудеса

Творение своего мира

Сколько себя помню, всегда ездила в детские, как их называют, «оздоровительные» лагеря