Логотип рязанской газеты "Благовест"

Пламенея за Православную Истину

Святитель Серафим (Соболев), архиепископ Богучарский, Софийский Чудотворец, считает, что «только единоличная власть царя способна воссоединить народ». 14 декабря 2011 года исполнилось 130 лет со дня его рождения.

Святитель Серафим (Соболев) был великим иерархом Русской Православной Церкви XX века. Одним из тех столпов, которые сохранили и донесли через страшный и богоборческий XX век Православное учение в неискаженном разными нововведениями виде.

Он родился в Рязани в 1881 году 1 декабря по старому стилю. Матушка будущего святителя, Мария Николаевна, увидев своего младенца, пророчески изрекла: «Какой серьезный мухтар родился». Впоследствии его так называли в семье, что ему не очень нравилось. Лишь спустя некоторое время будущий архипастырь узнал, что слово «мухтар» в переводе с арабского языка означает «епископ». Так Господь своим Всеблагим Промыслом определил архиерейское служение Николая Борисовича Соболева, будущего святителя Серафима.

Жизненный путь владыки Серафима пришелся на очень трудное время, когда происходило крушение основ тысячелетней русской государственности. После 1917 года последовал вынужденный отъезд его за границу и архипастырское служение более трех десятилетий в Болгарии, которая стала одним из центров русской эмиграции в XX веке.

Превозмогая свой физический недуг (владыка был болен туберкулезом), нестроения эмигрантской жизни, святитель Серафим воистину явил себя ревностным поборником чистоты православного вероучения, истинным преемником святых апостолов. Выдающийся богослов своего времени, глубокий знаток писаний святых отцов, владыка мужественно, на обширной доказательной базе отстаивал православную истину от тлетворного модернизма, обновленчества и всяких, не отвечающих духу Православия, новшеств. Именно Святитель Серафим осудил «софианскую ересь» протоиерея Сергия Булгакова, которая была разработана им в недрах либеральных церковных кругов русской эмиграции. 

Бесценным является, пожалуй, главный труд архиепископа Серафима, который называется «Русская Идеология». Изучив очень глубоко историю России, опыт взаимодействия власти, церкви, общества на русской земле, он пришел к главному выводу, что только единоличная власть царя способна воссоединить народ, подобно тому, как это уже бывало в истории. Но дело для святителя Серафима было не только в этом. Владыка настаивал на том, что только монархическая власть имеет основание в Священном Писании. «Только об этой власти, – писал иерарх, – говорят Богооткровенные писатели – святые отцы, как о происшедшей от Бога». Видя и недостатки, и противоречия, содержащиеся в монархической идеологии, владыка Серафим писал, что как бы то ни было, но другого выхода, кроме признания монархии для православных нет, так как только такая форма правления признается священным писанием.

Архиепископ Серафим был последовательным противником экуменизма, этой «всеереси», по слову великого сербского пастыря XX века Преподобного Иустина (Поповича).

Будучи прозорливым, он заранее предсказал свою кончину, отошел ко Господу в феврале 1950 года, простившись со всеми близкими ему людьми. Почитание архиепископа Серафима началось почти сразу после его кончины. В усыпальницу архипастыря в столице Болгарии Софии стали притекать страждущие, находившие исцеление и утешение после молитв перед его гробницей. И, хотя прошло уже более полувека со дня кончины архипастыря, число его почитателей только растет. В настоящее время святитель Серафим является самым почитаемым из всех угодников Божиих, когда-либо подвизавшихся на Болгарской земле. В 2002 году Болгарская Старостильная Церковь причислила иерарха к лику святых, после чего к этой канонизации присоединилась Русская Зарубежная Церковь, к тому времени еще не объединившаяся с Церковью в России.

Хотелось бы, чтобы и наши Российские святцы поскорее украсились именем этого великого угодника Божия.

В духовном центре Рязанщины, Иоанно-Богословском монастыре, в соборе апостола и евангелиста Иоанна Богослова находится икона всех святых и земли Рязанской. Среди изображенных на иконе ликов есть образ Святителя Серафима (Соболева). Эта икона была написана по благословению отца архимандрита Авеля (Македонова), который явился первым наместником возрожденной обители. Он глубоко чтил и почитал архиепископа Серафима (Соболева).

Совсем недавно 14 декабря 2011 года исполнилось 130 лет со дня рождения Святителя Серафима. Помнят ли наши соотечественники, Рязанцы сегодня это имя, стоящее в одном ряду самых великих личностей, которые в разное время прославили землю Российскую и Рязанскую? И знают ли его труды, которые весьма актуальны в наше время?

Андрей ШАПОШНИКОВ,

насельник Свято-Иоанно-Богословского монастыря

                                              

 

 

В начало

Соблюдая права детей

Святейший Патриарх Кирилл встретился с уполномоченным по правам ребенка Павлом Астаховым

Если не хотите в богадельню

На вопросы редактора газеты «Благовест» Ирины ЕВСИНОЙ отвечает протоиерей Сергий РЫБАКОВ

Сила князя Олега Рязанского

Хочется коснуться, в первую очередь, духовной стороны личности князя Олега Рязанского, составляющей основу его жития

Вокруг крестин

Отвечает священник Сергий ЗВОНАРЕВ, сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата

Крестная

Откуда взялся наш сороковой день? Нигде в уставе он не прописан

С Вышенскими святынями

До революции крестные ходы с чудотворной иконой Божией Матери Казанской Вышенской проводились по всей Тамбовской епархии

ЗАВЕТ святителя Феофана, Вышенского Затворника

Божественное Писание и душеспасительные книги показывают нам начало, средину и конец спасительного пути

Пламенея за Православную Истину

Только единоличная власть царя способна воссоединить народ

БОГ ВЕЛИК И В БЫЛИНКАХ

1 января 2012 года исполняется 50 лет литературному сотруднику газеты «Благовест» Игорю ЕВСИНУ

ДАРЫ БИБЛЕЙСКИХ ВОЛХВОВ

Эти дары были доставлены в обитель давно – в четырнадцатом веке

Тайны Ижевского

Первое, что бросается в глаза каждому въезжему, это порядок расселения, значительное количество каменных построек

Святитель 
Серафим (Соболев)