Логотип рязанской газеты "Благовест"

Епископ Касимовский и Сасовский Дионисий

Пополняя нравственный запас,

или Историческое значение духовной деятельности преподобного Сергия Радонежского для Государства Российского

База возрождения

 Дело в том, что 122 года тому назад на общем собрании профессоров и преподавателей Московской Духовной Академии известный русский историк Василий Осипович Ключевский произнес свою знаменитую речь, название которой почти полностью совпадает с обозначенной темой. Он настолько исчерпывающе справился со своей задачей, что сказать более, чем тогда сказал Василий Осипович Ключевский, кажется, уже нельзя. С другой стороны, по некоторым размышлениям я понял для себя, что, если мы вновь обращаемся к тому наследию, которое оставили нам преподобный Сергий и его современники, наши великие предки, если сейчас востребована эта тема, то нужно вновь об этом говорить.

Время от времени и самому себе, и народу стоит напоминать самые простые, но при этом очень важные вещи. Об этом прекрасно говорил В. О. Ключевский: «Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка, обновляя, пополняя его, если в нем наступили утраты. Сейчас, после потрясений 90-х годов, мы вновь, чувствуя, что этот нравственный запас иссякает, обращаемся к памяти преподобного Сергия и к его наследию. Мы вновь задаемся вопросом, на который наши предки, кстати, ответили для себя совершенно однозначно: можно ли ставить рядом понятия государственного, общественного строительства и нравственного состояния народа. Ведь наши самозваные западные учителя, от Николо Макиавелли до ныне здравствующего Генри Киссинджера, говорят об обратном. Политика, по их словам, вообще не имеет отношения к нравственности. Выгода – вот бог западного мира. Однако наши предки за тысячелетний период своей истории, где было много трагических падений и героических восстаний с колен, имея перед собой историю и жизнь преподобного Сергия, раз и навсегда выучили урок: возрождение политическое невозможно без возрождения нравственного.

Умирение благодатью

Чтобы показать, как нравственный авторитет может иметь решающее значение в разрешении неразрешимых политических трудностей, мне как рязанцу естественно обратиться к примеру встречи преподобного Сергия Радонежского с великим князем Олегом Ивановичем Рязанским. Летописец говорит нам о том, как преподобный отец наш Сергий, старец чудный, тихими и кроткими глаголы, благодатью, данной ему от Святаго Духа, много беседовал с князем Олегом о пользе души, о мире и о любви. А князь же великий Олег «преложил свирепство свое на кротость и утишился, и укротился, и умирился душою», заключив вечный мир с московским великим князем Дмитрием Иоанновичем.

Говоря о великом князе Олеге, нынешние рязанцы, в отличие от наших предков, зачастую ставят в заслугу великому князю, в первую очередь, его дипломатическое и административное искусство, тяжесть меча, силу и величие его воли, не понимая до конца духовный подвиг князя Олега, на который он оказался способен после общения с преподобным Сергием. Благодаря нравственному воздействию преподобного Сергия,  князь Олег, оставаясь патриотом родной его Рязани, стал патриотом объединенной Руси.

Неразрешимая политическая задача была решена, а конкретный человек, смелый, талантливый, волевой, сам от света души преподобного Сергия зажег лампаду своей души. В последние годы своей жизни князь Олег тайно принял иноческий постриг и вошел в российскую историю не только как великий государственный деятель, дипломат и воин, но и как князь-инок, сам ставший духовным светочем для своих сограждан–рязанцев.

Поднимаясь с колен

Вспомним еще один известный эпизод – благословение преподобного Сергия, данное князю Димитрию Иоанновичу перед Куликовской битвой. Мы не всегда понимаем глубинное значение этого события. Это была не просто нравственная санкция на будущую победу. Это благословение явилось результатом и венцом конкретной кропотливейшей работы над душой русского человека, которая велась в течение почти сотни лет, и не только преподобным Сергием. Его предшественник, святитель Пётр Московский, пророчески указал на Москву как на центр объединения русских земель. Его друзья, сопостники и сомолитвенники: митрополит Алексий, святитель Стефан Пермский – вместе с преподобным Сергием трудились над реанимацией души русского человека, потому что Батыев погром был не только экономической и политической трагедией – он поразил самое сердце народа. Первое поколение, которое помнило Батыево нашествие, вообще не было способно сопротивляться татарам. Их дети даже представить себе не могли, чтобы русский человек мог восстать против ига. Их внуки нуждались в укреплении, в примере, который показал бы им, что есть еще надежда для русской земли, что можно встать с колен и всё исправить. Преподобный Сергий и был той ключевой фигурой, которая вселила уверенность в сердце русского человека и помогла ему вновь подняться с колен. В течение последующих столетий каждый раз, когда наступало время испытаний, и когда вставал вопрос о том, будет ли существовать русское государство, народ, вновь обращаясь к наследию преподобного, к его имени, к молитве ему, обновлял это чувство единства и способности к восстановлению своей нравственной силы.

Вновь обратимся к В. О. Ключевскому: «При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной. Это возрождение и это правило – самые драгоценные вклады преподобного Сергия, не архивные или теоретические, а положенные в живую душу народа, в его нравственное содержание. Очень сильно отличается наше Отечество от других стран, которые вроде бы находятся рядом с нами и, хотя сейчас забывают об этом, тоже исповедуют веру во Христа Спасителя. Наше отличие в том, что в основе политической идеологии лежат заповеди Христовы. На первый взгляд, это какое-то невыгодное положение. Прагматика ведь диктует обратное: покоренный народ силой принудь к повиновению, выкачай из него его собственные силы, чтобы он вновь не восстал на тебя. Русское государство всегда поступало по-другому. Кто-то может над этим смеяться, но исторические факты этот смех очень быстро могут прекратить.

Русскому государству, при том, что у него такая как бы невыгодная идеология, уже тысяча лет. И мы выходили обновленными из таких страшных испытаний, только часть которых способна была бы уничтожить навсегда европейскую цивилизацию. России – тысяча лет. Карта Европы за эту тысячу лет перекраивалась сотни раз. Мы до сих пор существуем. И если будем помнить о нравственной основе, на которой воздвигнуто наше общество и государство, будем существовать и впредь, являясь хранителями великой идеи правды, мира и милости Божией, которую завещал нам преподобный Сергий.

«Любовью и единением спасемся»

В этом году весь русский мир отмечает 700-летие со дня рождения великого молитвенника и подвижника, одного из самых почитаемых православных святых – преподобного Сергия

Пополняя нравственный запас

или Историческое значение духовной деятельности преподобного Сергия Радонежского для Государства Российского

«Крым всегда был русским»

Крым – это земля, как говорил архимандрит Авель (Македонов), соединяющаяся с райской землей

На Светлой седмице

В Лазаревском храме г. Рязани приняли на Пасху 80 детей из общественной организации многодетных семей «Оберег»

Русское слово как скрепа

Сегодня присоединение Крыма – главное историческое событие современности

Как помочь сыну

Каждый человек – это особый мир, и каждый случай – частный, каждая судьба – уникальна

По святым местам

Совместно с Русским географическим обществом в честь 300-летия Дома Романовых он был назван землей императора Николая II

Виноградовский фестиваль

Главный приз Фестиваля «Гран-При» получил хор духовенства Касимовской епархии, регент иерей Симеон Малофеев

Анкета. Промывание мозгов

Совсем недавно мне пришлось анализировать школьные учебники, в которых детям преподаются размытые ценности

ПДД для детей

Ребенка нужно учить не расслабляться на переходе, непрерывно осматривать дорогу в двух направлениях

Катя-Серафима-Елисавета

Маленькая, сухонькая, несколько согбенная бабушка в монашеском облачении с ясным и живым взором

Петр и Павел – близнецы-братья

Московский историк Михаил Морозов любезно предоставил сведения о протоиерее Павле Стефановиче Преображенском

Преподобный Сергий в Переяславле Рязанском

Посольство во главе с Сергием Радонежским прибыло на Рязань в дни Филипова говения

Секреты русской истории

Какое сейчас обилие книг! Как выбрать и найти СВОЮ?

Царский вопрос

Политическое возрождение России находится в зависимости наших сердец

Православные шутят

Наступила разрядка после напряженного дня, в течение которого она часто крестилась, проходя мимо двери домового храма

Актуальная поэзия

Народ, разделенный на «свой» и «чужой», Стал огненной лавой, опасной толпой

Епископ Касимовский 
и Сасовский Дионисий