Логотип рязанской газеты "Благовест"

Не забываем ли мы Бога?

Зачем нам права и зачем нам свобода?

Вся история России показывает, что отступление от православных нравственных начал, охлаждение к вере всегда приносило нашему народу неисчислимые бедствия. И наоборот – покаяние, молитва, обращение к Богу поднимало дух народа и помогало преодолевать тяжелейшие испытания. Еще летописцы Киевской Руси предсказывали гнев Божий за княжеские усобицы, падение нравственности и отступление от евангельских заповедей. Что и подтвердилось татарским нашествием. «Господь силу от нас отъя, а недоумение и грозу, и страх, и трепет вложи в нас за грехи наша», – говорится в Лаврентьевской и Новгородской летописях.

В тех же летописях утверждается, что Бог смирил русскую землю нашествием безбожных иноплеменников. А со смирения началось и духовное возрождение, семена которого посеяли в русские души преподобный Сергий Радонежский и его ученики.

И все последующие события русской истории показывают, что за отступление от Православия грядет наказание, за обращение к Богу – прощение и помощь.

Сегодня над Россией, возможно, снова сгущаются тучи. Но доколе же мы будем испытывать Божие терпение? Неужели история нас так ничему и не научила. Не пора ли вспомнить, что у нас есть раз и навсегда данный нам Закон Божий, по которому и следует устраивать свою жизнь. Зло может поглотить не только отдельно взятых людей. Оно может поглотить целые сообщества и народы. Святитель Василий Великий говорил: «И за немногих приходят бедствия на целый народ, и за злодеяния одного вкушают плоды его многие».

Ныне мы видим, как зло может поглотить и наше Отечество. И не спасут его ни Конституция, ни законы. Насколько несовершенны люди, подверженные греховности, страстности, настолько несовершенны и законы, которые они пытаются утверждать. Лжецы останутся лжецами, прелюбодеи – прелюбодеями, воры – ворами, убийцы – убийцами до тех пор, пока не будут бояться Высшего Суда, которого нельзя избежать. Ничего не изменится в людях, пока они не будут иметь Страха Божьего, пока не станут жить по библейским заповедям: не лги, не прелюбодействуй, не кради, не убивай... И единственно праведный, спасительный для всякой души закон был дан человеку Самим Богом, и закон этот – Закон Божий, закон совершенной праведности и абсолютной нравственности.

В основе всего – служение

«Закон такой… закон сякой… Главное – в законе должны быть прописаны права человека и свобода человеческой личности», – провозглашают либеральные свободолюбцы. Конечно же, Господь создал человека свободным. Также свободны общества и народы. Наш народ также свободен и всегда имеет выбор своего существования. Сделать тот или иной выбор – это его право. Но, как говорится в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви»: «Для христианского правосознания идея свободы и прав человека неразрывно связана с идеей служения. Права нужны христианину прежде всего для того, чтобы, обладая ими, он мог наилучшим образом осуществить свое высокое призвание к “подобию Божию“ исполнить свой долг перед Богом и Церковью, перед другими людьми, семьей, государством, народом и иными человеческими сообществами». И о государственном служении в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» сказано совершенно определенно: «…участвуя в управлении государством и в политических процессах, православный мирянин призван основывать свою деятельность на нормах евангельской морали, на единстве справедливости и милосердия, на заботе о духовном и материальном благе людей, на любви к Отечеству, на стремлении преображать окружающий мир по слову Христову».

Ответственность – на каждом

Хочется еще раз обратить внимание читателей на слова святителя Василия Великого: «И за немногих приходят бедствия на целый народ». Вот почему от каждого из нас зависит, будет ли Россия великим, православным государством.

А  для того, чтобы говорить, что с нами Бог, надо ответить на очень важные вопросы, которые были в свое время сформулированы митрополитом Иоанном (Снычёвым).

«С нами Бог – когда мы боремся со злом в себе и в мире, боремся без ненависти и мятежа, смиренно и нелицемерно. Но делаем ли мы это?

С нами Бог – когда мы утверждаем “на земле мир и в человецех благоволение“, оставив распри и ссоры, обиды и честолюбивые вожделения, когда “едиными усты и единым сердцем“, совокупив святую ревность, жажду к истине и стремление к праведности, устрояем свое земное бытие. Но так ли мы живем?

С нами Бог – когда все силы наши направляем по велениям совести, дабы управить жизнь личную и семейную, общественную и государственную “во всяком благочестии и чистоте“, храня сознание высокого достоинства человеческого, не уподобляясь скотам бессмысленным в безоглядной погоне за удовлетворением страстей и похотей. Но стремимся ли мы к этому?

Не обманывайтесь, соотечественники: пока мы отвергаем целительное “иго и бремя“ евангельских заповедей, оскорбляем святыню ложью и пренебрежением – далеко отстоит от нас Господь, предавая в руки скорбей и бед, чтобы хоть так вразумить тех, кто еще способен к вразумлению».

Конечно же, в мире, кипящем страстями, расставляющем сети соблазнов, пытающемся всеми силами отвратить человека от истинного пути, нелегко остаться верным высшим идеалам. Но уже в самом стремлении к ним, в борьбе за их утверждение обретает человек смысл жизни, познает ее высшую ценность, видит великую цель.

Главное на этом пути – не унывать, не опускать руки. И да будет нам на этом пути в утешение и ободрение звучать слово митрополита Иоанна: «Итак, братия и сестры, соотечественники, люди русские. Молю вас усердно, вседушно повинуясь своему архипастырскому долгу и голосу совести своей – воспрянем, опомнимся, одумаемся наконец! Господь милосерд и нелицеприятен; всякую искренне обратившуюся душу приемлет с радостью и любовию, омывает от грехов и неправд Благодатию Своей, утешает утешением возвышенным, духовным, о котором суетный мир не имеет даже приблизительного понятия. Лишь начнем нелицемерно – появятся и силы, и ревность, ибо нераскаянны обетования Божии, и великая судьба России зависит ныне от нашего произволения».

Игорь Евсин

Тяжело в учении

Вспоминаю, с какой радостью я получил из ателье свою первую форму, кокарду и буковки на погоны

Навстречу Большему

Многие знают о том, что название праздника переводится как «встреча» и праздник связан с воспоминанием встречи старца Симеона с Богомладенцем Иисусом в Иерусалимском храме

«В начале было слово…»

Программы проекта, который назвали «Мир. Человек. Слово», стали выходить в эфир регулярно, четыре раза в неделю

«Любовью и единением спасемся»

В этом году мы отмечаем важную дату – 630-летие визита преподобного Сергия Радонежского на Рязанскую землю

Свет милосердия

Этот праздник особенно торжественно проходит в Свято-Успенском Вышенском женском монастыре

Не забываем ли мы Бога?

Вся история России показывает, что отступление от православных нравственных начал, охлаждение к вере всегда приносило нашему народу неисчислимые бедствия

Критерии полезности

После этого есть еще один критерий: для кого написана книга

Вслед за Иваном Ильиным

Какими удивительными сочетаниями самых разнообразных природных ландшафтов богата наша Рязанская земля

Поколение витязей

На протяжении 16 лет в детско-юношеской организации под руководством майора запаса войск связи Виктора Ивановича Тихонова преподают школьникам азы военной науки

Чтобы сын стал мужчиной

Почему мир перевернулся с ног на голову? Потому что не стало опоры, вот он и перевернулся

Расстрелянный в Рождество

О славной и трагической судьбе рязанца, протоиерея Михаила Павловича Чельцова я впервые узнал несколько лет назад из подаренной мне друзьями «Ряжской энциклопедии»

Жизненные правила протоиерея Анатолия Правдолюбова

16 февраля этого года исполняется 35 лет со дня кончины замечательного рязанца – протоиерея Анатолия Сергеевича Правдолюбова

Рядом с Преподобным

О преподобном Сергии Радонежском и о местах, связанных с его пребыванием

Подарили радость

Все получили подарки, которые подготовил Благотворительный фонд во имя святителя

Нужны руки!

Кажется, вся Россия ради нашего храма терпела слякоть в конце декабря, – рассказывает о ходе строительства протоиерей Александр Гривин

Храм в  казацких местах

В 15 км от Рязани есть село Астромино. Вести о нём доходят до нас из глубины веков

Не забываем ли мы Бога?