Логотип рязанской газеты "Благовест"

Лучи Солнца

На вопросы  читателей  отвечает клирик Борисоглебского собора г.Рязани иерей Георгий Чернышов

 

Зачем с молитвой или просьбой часто обращаются к святым, а не сразу к Богу?

Можно и сразу обращаться к Богу, запретов на это никаких нет, напротив, Господь в Священном Писании учит людей сыновней молитве к Нему. Просто нужно правильно понимать, почему православные часто просят молитвенной помощи у тех, кого мы называем святыми. Церковь Небесная, торжествующая, вместе с Церковью земной, воинствующей, составляет единую Церковь Христову – Его Тело. «Бог же не есть Бог мертвых, но живых» (Лк., 20, 38). Когда Иисус молился на горе Фавор незадолго до Своих крестных страданий, Ему явились пророки Илия и Моисей и беседовали с Ним. Церковь небесная и земная едины в своем служении Богу. А все люди, в том числе святые угодники, порознь – члены Церкви Христовой. Святые являются нашими молитвенниками и покровителями в небесах и поэтому живыми и деятельными членами Церкви. Их благодатное присутствие в Церкви, внешне являемое в их иконах и мощах, напоминает о единстве и неразделимости Церкви. Это не посредники между Богом и людьми, которые отстраняли бы Единого Посредника Христа, как думают, например, протестанты, но наши сомолитвенники, друзья и помощники в нашем служении Христу и нашем общении с Ним. Посредник же «...един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех...» (1 Тим. 2, 5-6).

Подвижники вели суровый, аскетичный образ жизни. В чем мы можем подражать святым в современной жизни?

Прежде всего, мы должны подражать их последовательности в делах благочестия. Для современного человека жизнь подвижников кажется просто невыполнимой, почти сказочной и неправдоподобной. А если мы всерьез задумываемся о своем спасении, то так или иначе наша жизнь постепенно начнет меняться. В нашей жизни появятся такие понятия, как пост, молитва, воздержание, трезвенность, сосредоточенность. Многое, что для нас было обычным, станет просто неприемлемым, и в какой-то мере и мы станем для многих аскетами. Вот когда такая жизнь у нас начнется, нужно научиться у святых послушанию, которое они проявляли к своим духовным наставникам. Иначе можно впасть в самое опасное для подвижника благочестия состояние – в прелесть.

Можно ли из всех святых выделить того, кто главнее?

На этот вопрос может ответить тот, кто сможет отделить главный луч от солнца.

Почему среди святых мало женатых и замужних? В браке сложнее спастись?

Да не так уж и мало. Из истории Церкви мы знаем немало имен святых, которые стали таковыми, будучи связанными узами брака. Семья – это малая Церковь, а в Церкви спасаться удобнее. Монашеское общежитие – тоже семья, и в этой семье тоже удобно спасаться. Христос говорит Своим ученикам: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20). Всё зависит от призвания человека, кому кем быть. Кому скопцом, а кому отцом. Путь к Царству Божьему и у тех, и у других узкий, другого не дано. Главное – не торопиться с определением этого призвания. Не зря на Руси говорят: «Поспешишь – людей насмешишь».

Почему при жизни святые считали себя самыми грешными, при этом вели праведную жизнь?

Действительно, те, кто впервые начинает читать молитвы тех, кого мы сегодня называем святыми, часто смущаются. Как же так – я вроде не святой, а вот таким, как написано в молитве, себя не считаю. Святые, молясь Богу, называют себя последними из людей, ни к чему доброму не способными, да и такие грехи себе приписывают, каких я в себе и не замечал. А прочитаешь житие этого человека, поражаешься его благочестию. Какое-то лицемерие получается. А дело тут не в лицемерии, дело в принципе «размытого окна». Через грязное окно мало что видно, а если его начинать мыть, то, чем чище отмоем, тем больше увидим. Святые усердно старались отмыть сердечные очи непрестанным покаянием и взыванием к своей совести. И чем чище эти очи становились, тем отчетливее святые видели изъяны своей души. А если мы этого не замечаем – значит, пока не отмываем, а размазываем. Помоги нам всем, Господи!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В начало

Будущее нации под угрозой

Епископ Павлово-Посадский Кирилл

Новые фараоны

Ювенальная юстиция: Закон Божий или закон человеческий?

Суд, да дело

Г.Н. Ларина, Председатель Железнодорожного районного суда г. Рязани

Браво, даниловцы!

Концерт Праздничного хора Данилова монастыря

Леденцовый петушок

Памяти митрополита Симона (Новикова)

Духовный форпост

Пюхтицкий монастырь для многих провинциальных российских паломников всё еще остается неведомым Зазеркальем.

Лучи Солнца

На вопросы  читателей  отвечает клирик Борисоглебского собора г.Рязани иерей Георгий Чернышов

Татьянин день

Молодежная страница.

Какие макароны получаются

21 февраля – день преставления святой блаженной Любови Рязанской

Выпрыгнувший из черной дыры

Александр Гезалов – руководитель авторской программы «Желтая Подводная Лодка»

Почему ранняя Пасха

Как же устанавливается дата Пасхи и с чем это связано?

МАМИНА МОЛИТВА

Взгляд из песочницы.

Что волнует

Среди участников Рождественских чтений, проходивших в Москве, были и курсанты Рязанского десантного училища

о.Георгий