Логотип рязанской газеты "Благовест"

Школа иконописи

Образ будущего века

Священное искусство иконы выходит за область чисто эмоциональную, чувственную, она не пленяет и не расслабляет чувства, как картина, напротив, она их организует и дисциплинирует. У иконы своя, только ей одной присущая, художественная пластика композиции. Эта пластика соответствует пластическому характеру всего тварного мира, его внутренней гармонии, которая строга, ясна, геометрична.

Все живое развивается от центра вовне, так и в иконе, не мы проникаем в смысловую глубину иконы, а она в нас. Для этого художник использует обратную перспективу, от центра вовне, как во всем мироздании. Здесь человек проник в замысел Творца. 

Обратная перспектива – это не просто художественный прием, это видение мира горнего внутри самого человека. Обратная перспектива есть образ Священной истории. При прямой перспективе взгляд зрителя уходит вдаль и замыкается в одной точке на линии горизонта, т.е. нигде, при обратной перспективе точкой схода всей композиции является человеческое сердце.

Канон в иконе – это не только целостная система изображений различных символичных форм и их сочетание друг с другом, но так же стройное духовное мировоззрение. Вот почему неканоничные, так называемые иконы, выполненные в академическом жанровом стиле, не могут проникать в духовную среду человеческого сердца. Они затрагивают лишь душевные качества человека. В них прямая перспектива – плод человеческого ума, объемы и полуобъемы видимого мира. Это искусство пришло к нам от католической церкви и в XIX веке охватило всю церковную среду. И в храмах место иконы заняли картины на религиозные темы. В картине отражен временной отрезок жизни, в иконе – вечность.

Чтобы организовать картину, нужна рама. И художник-иконописец уже отказывается от ковчега, олицетворявшего Церковь, от пластических форм, запечатляющих движение духа. Синтез духа и материи в картине на библейский сюжет растворен духом миролюбия. «Не люби мира, ни того, что в нем», – учат святые отцы. И в этом познание тайны мироздания.

Основная форма композиционного построения иконы – сфера. Да, именно овал – яйцо – лежит в основе построения иконографического образа в целом и человеческого лица в частности. Из яйцеклетки получает развитие все живое в мире. Основная линия, с помощью которой происходит взаимосвязь всех форм, – это гипербола, т.е. линия бесконечности. В какой картине можно провести гиперболу? Ее там просто нет. Возьмите прозрачную пленку, наложите на икону, выполненную не позднее XVI века, и обведите по контуру фигуры. Вы будете очень удивлены, она присутствует везде, и в одежде, и в руках, красивых изгибах плеч смиренных подвижников. Особенно ярко это выражено в работах А. Рублева, Дионисия и всей Московской школы до XVII века.

Стройные, строгие линии одежд святых, расходящиеся как лучи солнца, означают напряжение мысли подвижников, напротив, мягкость рук, лика, волос – их сердечную нежность и покорность воле Творца. Древняя икона очень геометрична, и в ней всюду присутствуют перпендикуляры – встреча горизонтали и вертикали, означающих соединение небесного и земного. Линия в рисунке всегда непрерывна, как непрерывно движение духа. В своем движении внутри иконы ее остановка не означает «Стоп!», если внимательно рассмотрите икону, то увидите ее продолжение в следующей форме.

Когда речь идет о тайне, то ее смысл никогда не излагается непосредственно, для изложения тайны нужна метафора, символ, притча. Икона – это образ будущего века. И он для нас тайна. Поэтому язык иконы символичен.

Елена АНИКЕЕВА,

член Союза

художников

 

 

 

В начало

Смута. Уроки истории

Смутное время в начале XVII века – один из самых тяжелых и переломных моментов российской истории. Наше Отечество было на грани раскола

Вера и Слово

Православная церковь и православные СМИ не могут не реагировать быстро на вызовы ополчающихся на христианские устои и евангельские истины сил

Моление старицы Иустинии

Вся наша жизнь – узнавание и долгий путь к истине. В этом я убеждаюсь каждый раз, открывая для себя новые страницы истории

Памяти Казакова

7 ноября 2012 года исполняется 200 лет со дня смерти великого русского архитектора Матвея Федоровича Казакова

Не оглядываться назад

«… Серьезно ищущий Царствия Божия должен быть одинок, и … ищущему на этом пути Господь дает утешения, перед которыми все земные радости – ничто. Надо только не оглядываться назад, как не оглядывался Игнатий Брянчанинов»

Выстоять против ветра

Интервью Ирины ЕВСИНОЙ с директором православной гимназии во имя святителя Василия Рязанского протоиереем Георгием ЧЕРНЫШОВЫМ

Единая Россия?

Становится очевидным – власти не только не удалось привить уважение к закону, она его дискредитировала как никогда

Судьба протоиерея Василия Америкова

В годы гонений на Церковь в ХХ веке тысячи священнослужителей и мирян прошли крестный путь мученичества и исповедничества, путь русской Голгофы

Заботясь об ушедших

Отвечает протоиерей Артемий Владимиров, настоятель храма Всех Святых в Красном Селе (г.Москва)

Карапузов

Не всякий гражданин заговорит с нищим. Но Степан Петрович уже знал, что, во-первых, бедность это не порок, и просить милостыню не стыдно

УРОКИ ОПЫТА или просто ландыши

И мне открылся неосознанный до этого Закон: мы так часто совершаем проступки, и все, вроде бы, сходит с рук

Призвание и послушание

Матушка Серафима отошла ко Господу вечером 3 ноября 1990 года в Дмитровскую родительскую субботу

Образ будущего века

Когда речь идет о тайне, то ее смысл никогда не излагается непосредственно, для изложения тайны нужна метафора, символ, притча. Икона – это образ будущего века

Собиратели нечисти

Согласно социологическим опросам, практически все россияне знают о празднике хеллоуин и лишь одна пятая готова его праздновать

Чудо-Георгия-о-змие.
-Русская-икона.-16-век