Логотип рязанской газеты "Благовест"

Благодарность утрени

Воистину храм есть земное небо,

ибо где престол Божий,

где таинства страшные совершаются,

где ангелы служат с человеками,

где непрестанное славословие Вседержителя,

там истинно небо и небо небес.

 о. Иоанн Кронштадтский

Богослужение Православной Церкви очень символично. В нём нет и не может быть ни одной случайной вставки, ни лишнего слова.

Все действия и молитвы, совершаемые священником и тексты, исполняемые певчими, несут в себе глубокий смысл и нередко служат напоминанием событий Ветхого или Нового заветов.

Ранее мы затрагивали особенности некоторых песнопений вечерни. Хотелось бы также поговорить об утрени (вторая часть всенощного бдения). В древности, когда богослужение проходило в ночные часы, та его часть, которую мы теперь называем «утреней», действительно, начиналась в первые часы рассвета.

Утреня – есть благодарность Богу за прошедшую ночь и дарование наступившего дня. Если вечерня больше относит нас к событиям Ветхого завета, то утреня  (особенно воскресная) рассказывает нам о завете новом, о приходе Спасителя в мир. По своему содержанию она разделена на три части: в первой – мы исповедуем грехи пред Богом и испрашиваем Его милости (шестопсалмие, великая ектения, кафизмы, полиелей); во второй – воспоминаем и прославляем священные события и святых угодников, чествуемых в наступающий день (канон); в третьей – возносим особое славословие Самому Господу (хвалитные псалмы, великое славословие).

Шестопсалмие – это чтение шести избранных псалмов, которое предваряется троекратным возгласом чтеца «Слава в вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение». Эти слова были воспеты ангелами при рождении Спасителя. В особо праздничные дни эти строки исполняются хором. В шести псалмах человек, с одной стороны, размышляет о своём греховном состоянии, а с другой, надеется на милосердие Господа, пришедшего на землю избавить его от грехов. Все светильники в этот момент погашены, чтобы более углубиться в молитву и вспомнить, как во мраке ночи шли поклониться Богомладенцу вифлеемские пастыри. После шестопсалмия следует Великая ектения, а за ней хвалебная песнь

«Бог Господь и явися нам! Благословен грядый во имя Господне» (т.е. Бог явился нам; достоин прославления, Христос, Идущий во имя Бога (Отца)) Песнь эта напоминает нам о торжественном  входе Спасителя в Иерусалим, когда такими словами Его приветствовал еврейский народ. Пение "Бог Господь" переходит в тропарь-молитву, в которой излагается суть данного праздника.

Вновь зажигают светильники, ведь теперь явился истинный свет мира – Христос, который просветит людей и спасёт их от мрака греховного.

Далее читается очередная кафизма – часть Псалтири, состоящая из нескольких последовательных псалмов. «Кафизма» – значит сидение, так как во время ее чтения разрешается сидеть.

Затем следует самая торжественная часть всенощного бдения – Полиелей.

Полиелей –  слово греческое и означает: «много милости» по причине частого повторения хором «Яко (потому что) во век милость Его». В этой части богослужения  молящиеся благодарят Бога за пришествие Сына Божия на землю и за Его благодеяния роду человеческому словами следующих избранных псалмов:

Хвалите имя Господне, хвалите раби (слуги) Господа.

Аллилуия! (На еврейском: "хвалите Бога")

Благословен Господь от Сиона, (Сион и Иерусалим синонимы Церкви) живый (живущий) во Иерусалиме.

 Аллилуия!

Исповедайтеся Господеви (славьте Господа), яко благ, яко в век милость Его.

Аллилуия!

Исповедайтеся Богу небесному, яко в век милость Его.

Аллилуия!

При пении "Хвалите имя Господне" в храме зажигаются все лампады и паникадило(люстра), царские врата открываются, и священник, предшествуемый дьяконом со свечей и прислужниками, выходит из алтаря и совершает каждение по всему храму. Всё символизирует величие и торжество Спасителя Иисуса Христа.

Как замечательно, что у нас есть непрестанная возможность приобщаться этому торжеству, этой славе Господа в его святых храмах, которые есть отражение небесной обители, и где Христос присутствует незримо.

Варвара МИХАЙЛОВА,

преподаватель Рязанского

женского епархиального

училища

Миссия Патриарха и Церкви

Мы обязаны сохранить духовный и культурный суверенитет нашего Отечества

Визит Патриарха

С большим волнением и радостью ждали встречи с Патриархом рязанцы

Доброделание

Литургия под небом была так же благодатна, как и в самом помещении

Как преодолеть междоусобицу

Последнее время проповеди многих архиереев и священников касаются не только вещей духовных, но и тех событий, которые происходят вокруг нашего народа и нашего Отечества

«Кто, если не мы?»

А российских журналистов на Украине продолжают убивать

Любовь и мудрость

Мой муж собрался ехать на Украину воевать, а у нас двое маленьких детей

Под покровом святителя Василия Рязанского

Возвеличивание и расцвет города Рязани начался именно с тех времен, когда правящий тогда архиерей, святитель Василий приплыл по Оке на мантии из Мурома

ДОБРОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО ОТ ВНЕШНИХ

Преподобный Сергий Радонежский – святой покровитель Руси, игумен земли русской, предстатель за Россию в самые суровые годы

Архимандрит-архивист

В 1878 г. архимандрит Владимир становится настоятелем Рязанского Троицкого монастыря

Певец русской культуры

Описание жизни многих певцов похоже  на легенду. Но реальная судьба Александра Степановича Пирогова превосходит все вымыслы

Константиновский лебедь

Театр был смыслом его жизни, без преувеличения, его детищем. И театр не обычный – синтетический, в котором актёры существовали вместе с куклами

«Китеж» – на Оке

На лице батюшки лучиком сияет добродушная улыбка, видно, что он счастлив видеть ребят не сидящими в Интернете

Исцеления в Тутаеве

В Тутаеве находится чудотворная икона Христа Вседержителя огромных размеров – со стену

Радость моя…

9 июня, в День Святого Духа преставилась ко Господу схимонахиня Елисавета (Тарасова)

Благодарность утрени

Богослужение Православной Церкви очень символично. В нём нет и не может быть ни одной случайной вставки, ни лишнего слова

Паникадило