Логотип рязанской газеты "Благовест"

Константиновский лебедь

Тихо и немноголюдно в сельском храме. С треском разгораются свечи, бьётся в руке священника кадило. В полутьме вечера за окном есенинский пейзаж: высокий бугор, река и лес в необъятном далеке… Внимательный взгляд, вся фигура – сосредоточенность и заинтересованность происходящим, мягкие черты светлого лица, шапка волнистых русых волос. Священник вгляделся в незнакомца и подумал : «Какие ясные глаза.… И как похож!».  Он совершенно неожиданно для себя, обратился к нему: «О, живой Есенин пришёл! Иди к нам на клирос петь!». И тот посмотрел на священника и спокойно пошёл…

Это была первая встреча двух, ставших друг другу близкими, людей: заслуженного артиста России Андрея Денникова и священника Константиновской церкви Казанской иконы Божией Матери протоиерея Александра Куропаткина, настоятеля храма, где крестили Сергея Есенина. Вскоре отец Александр стал духовным отцом Андрея, который часто приезжал в есенинские места к своему духовнику. Андрей так смело пошёл в тот день на клирос, потому что уже был воцерковленным человеком и три года алтарничал в Донском монастыре, куда он пришел с бабушкой Ниной, любимым человеком и наставником. Она же привела внука и в константиновский храм.

Было ему тогда 27 лет, и он уже успел закончить ГИТИС по специальности «режиссёр» (в мастерской народного артиста СССР Иоакима Шароева), проработать пять лет в Государственном академическом центральном Театре кукол им. С.В. Образцова, стать лауреатом ряда городских, всероссийских и международных конкурсов, лауреатом Есенинской премии….

С детства связанный с театром и искусством, Андрей был очень разносторонним человеком, и очень талантливым: и сценаристом, и режиссёром, и актёром, и певцом, и поэтом, и балетмейстером. Он жил, как горел, будто зная, что на этом свете ему отведено совсем немного времени. В пять лет он сшил свою первую куклу, увидев по телевизору, как это делает С.В. Образцов. Ещё студентом Денников выступал на камерных площадках Москвы с труппой молодых актёров и артистов-любителей в своих спектаклях. А с 2000 года работал в Театре кукол имени С.В. Образцова.

Театр был смыслом его жизни, без преувеличения, его детищем. И театр не обычный – синтетический, в котором актёры существовали вместе с куклами; театр, объединяющий драматическое искусство, музыку, хореографию и вокал. За годы работы в театре Денников поставил более десятка спектаклей, среди которых «Маленькие трагедии», «Исповедь хулигана», опера «Риголетто» на музыку Дж. Верди, «Волшебная флейта», «Мёртвые души». Одна из интереснейших его работ – «Левша» в Театре сатиры. Эта интерпретация повести Н. С. Лескова была проникнута духом народности, русского православного христианства.

При любой возможности, Андрей приезжал в Рязанскую область в Константиново, пел в храме на клиросе в праздники; выступал на есенинских мероприятиях, сотрудничая с Государственным музеем заповедником имени С.А. Есенина. Ему, кажется, некогда было отдыхать. Они с отцом Александром лишь изредка ходили купаться на Оку.

Но при всей своей занятости, это был удивительно отзывчивый человек. Однажды батюшка попросил его поставить спектакль для детей к Рождеству. И Андрей со всей своей режиссерской высоты не пренебрег поставить рождественский спектакль в простом сельском храме. А как же красиво звучали молитвенные песнопения на службе, когда к клиросному хору добавлялся его сильный голос! Денников обладал уникальными голосовыми данными: контратенор. Сам исполнял партии Риголетто и Джильды, Папагено и Царицы Ночи, Кармен и Хозе.

Мне посчастливилось попасть на его концерт ещё ребёнком. Я была поражена тем, что увидела на сцене. Помню, тогда испугалась за «дядю» на сцене, мне казалось, что ему плохо, больно. Настолько необычна и сильна была его самоотдача на сцене, погружение в образ. Куклы в его руках по-настоящему жили, любили, плакали, радовались, умирали.

Андрей, будучи глубоко верующим человеком, делал свои представления не столько для эстетического удовольствия, сколько для того, чтобы приблизить людей к чему-то возвышенному, недоступному обычному взгляду. В любом произведении, по мотивам которого он ставил спектакль, Андрей, как талантливый режиссёр, видел авторскую позицию, глубинный авторский замысел. Между строк и ненавязчиво он рассказывал о вечных истинах.

Особенно сильное впечатление он производил на людей со сцены в образе Есенина, показывая, каким замечательным, светлым душой человеком был великий русский поэт. Мне кажется, что Сергея Есенина он понимал лучше, чем его исследователи и критики. Увидев Андрея в образе поэта, услышав стихотворения великого русского поэта в его исполнении, уже не поверишь в то, что Есенин был пропойцей и хулиганом, которым его часто представляют. Есенина пытались играть многие. Но, увидев Денникова на сцене, мне кажется, я впервые увидела не только настоящую есенинскую удаль, но и настоящую есенинскую боль и «тоску по гречневым просторам». Как этот московский актёр смог почувствовать её, а тем более передать другим? Может быть, это даётся только людям с такими ясными глазами, как у Андрея?

Когда я поняла, что не смогу не написать об Андрее Денникове, и что моих впечатлений и воспоминаний будет недостаточно, я попросила отца Александра Куропаткина рассказать мне о нём. Батюшка говорил о нем очень взволнованно, как мог бы говорить любящий отец о своем сыне, глубоко переживая боль утраты. Он говорил о Денникове, как о человеке удивительной чистоты и искренности. Кому, как ни его духовнику знать это! По словам батюшки, Андрей глубоко переживал дилемму по существу несовместимости актерской профессии с образом жизни православного христианина

В 2005 году прямо на сцене во время спектакля "Исповедь хулигана" у него случился первый инсульт. Но он оправился и продолжал плодотворную работу. Летом 2011 года, направляясь на гастроли в Калининград, вместе со своей труппой Андрей Денников попал в аварию. После неё он уже не смог восстановиться и оставил сцену, а потом перенес второй инсульт, долго и тяжело болел. Люди собирали деньги на его лечение, ему в больницу приходили многочисленные письма… Надеялись, что он выздоровеет. Известие о смерти Андрея Денникова было неожиданным, шокирующим, оставляющим в сердце у многих пустоту и растерянность.

Он скончался в Москве 17 марта 2014 года, в день своего рождения в возрасте 36 лет. За два дня до кончины отец Александр Куропаткин соборовал и причащал Андрея. Похоронили Денникова в родном ему месте, рядом с его бабушкой Ниной, на родине С.А. Есенина в селе Константиново. Пересматривая после похорон записи с его концертов, я наткнулась на старое интервью Денникова..., в нем он сравнивал себя с белым грациозным лебедем, который плавает в театральном творчестве, как по водам озера, а в быту – этим лебедем, неуклюже передвигающимся по суше. И в конце тихо и вроде бы в шутку попросил поставить к нему на могилу белого мраморного лебедя. В христианстве белый лебедь – это чистота, милосердие, а ещё это символ целомудрия, благородства, мудрости, пророческих способностей, поэзии и совершенства. В сентябре исполнится полгода со дня смерти актёра. Я надеюсь, общими силами у нас получится исполнить просьбу Андрея.

Почему он умер в 36? Почему так рано? И вопиет этот вопрос, и не даёт мне покоя… «А он ни с одного спектакля не уходил без слёз…» – ответил мне отец Александр.

Светлана АГАПОВА

На фото: Андрей Денников с протоиереем Александром Куропаткиным.

Миссия Патриарха и Церкви

Мы обязаны сохранить духовный и культурный суверенитет нашего Отечества

Визит Патриарха

С большим волнением и радостью ждали встречи с Патриархом рязанцы

Доброделание

Литургия под небом была так же благодатна, как и в самом помещении

Как преодолеть междоусобицу

Последнее время проповеди многих архиереев и священников касаются не только вещей духовных, но и тех событий, которые происходят вокруг нашего народа и нашего Отечества

«Кто, если не мы?»

А российских журналистов на Украине продолжают убивать

Любовь и мудрость

Мой муж собрался ехать на Украину воевать, а у нас двое маленьких детей

Под покровом святителя Василия Рязанского

Возвеличивание и расцвет города Рязани начался именно с тех времен, когда правящий тогда архиерей, святитель Василий приплыл по Оке на мантии из Мурома

ДОБРОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО ОТ ВНЕШНИХ

Преподобный Сергий Радонежский – святой покровитель Руси, игумен земли русской, предстатель за Россию в самые суровые годы

Архимандрит-архивист

В 1878 г. архимандрит Владимир становится настоятелем Рязанского Троицкого монастыря

Певец русской культуры

Описание жизни многих певцов похоже  на легенду. Но реальная судьба Александра Степановича Пирогова превосходит все вымыслы

Константиновский лебедь

Театр был смыслом его жизни, без преувеличения, его детищем. И театр не обычный – синтетический, в котором актёры существовали вместе с куклами

«Китеж» – на Оке

На лице батюшки лучиком сияет добродушная улыбка, видно, что он счастлив видеть ребят не сидящими в Интернете

Исцеления в Тутаеве

В Тутаеве находится чудотворная икона Христа Вседержителя огромных размеров – со стену

Радость моя…

9 июня, в День Святого Духа преставилась ко Господу схимонахиня Елисавета (Тарасова)

Благодарность утрени

Богослужение Православной Церкви очень символично. В нём нет и не может быть ни одной случайной вставки, ни лишнего слова

Константиновский лебедь