Логотип рязанской газеты "Благовест"

Певец русской культуры

В июле в жизни одного из самых ярких представителей славного рода, замечательных русских певцов братьев Пироговых – Александра Степановича – произошло два самых важных события земной жизни: 4 июля 105 лет назад он родился, а 26 июля 2014 – 50 лет со дня его кончины.

Описание жизни многих певцов похоже  на легенду. Но реальная судьба Александра Степановича Пирогова превосходит все вымыслы. Его дед Иван сначала бурлачил на Оке, потом был  ямщиком. Отец Степан освоил столярное искусство, долгое время руководил мастерской при Рязанской духовной семинарии. Женившись на озорной девушке Марфуше из села Новосёлки, основал крепкую семью. Один за другим рождались дети – пятеро мальчиков и пять девочек. Начиная с Ивана, все представители Пироговых по мужской линии обладали поразительно красивыми и сильными  голосами. Григорий Степанович и Алексей Степанович стали певцами Большого театра, Михаил Степанович – архидиаконом. Но самым известным из них был Александр Степанович.

Родился он в Рязани, в построенном отцом доме на Трубежной улице, недалеко от Борисо-Глебского собора. Учился  в Рязанской классической гимназии. Однажды друзья нарисовали  карикатуру: некто в широком фраке и подпись «Певец в душе – Александр Пирогов!» Действительно, никаких признаков певческого дара у Саши в детстве не было. Но в отрочестве голос всё-таки зазвучал. Да так, что в 16 лет юноша, выступая на концерте в зале Рязанского Дворянского собрания, произвел настоящий фурор. И сразу стал известен не только в Рязани, но и в Москве, благодаря присутствующему на концерте московскому корреспонденту.

 В 18 лет он с легкостью поступил в Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества и одновременно на историко-филологический факультет Московского университета. В 23 года стал солистом Оперного театра Зимина, а в 25 был принят в труппу Большого театра. Быстро освоил лирические, комические партии басового репертуара, участвовал во многих спектаклях. Вершиной мастерства стала роль Бориса Годунова в опере М.П. Мусорского.

 Александр Степанович был незаурядным человеком, таких в народе называют самородками. Статный, мощного телосложения, с лицом «крупной лепки», он сразу приковывал внимание, но в жизни сохранял скромность, молчаливость, благородство манер. Зато на сцене был подобен вулкану, озаряющим светом вдохновения. Обладая могучим голосом, певец постоянно шлифовал каждый звук, каждую интонацию, мог отчетливо произнести тихое слово, словно впечатывая его, а мог так «развернуть ноту», что ее мощь казалась беспредельной.

Воспоминания об А.С. Пирогове, полные любви и признательности, оставили великие певцы С.Я. Лемешев, И.К. Архипова, И.И. Петров, М.О. Рейзен и другие. Они отмечали, что все, создаваемое Александром Степановичем было доведено до высочайшего уровня, вошло в сокровищницу мирового исполнительского искусства. Это партии Бориса Годунова, Ивана Грозного, Ивана Сусанина, Мильника, Степана Разина и других. Великолепных результатов в творчестве солист достиг во многом благодаря необыкновенной трудоспособности. Вот как об этом пишет народный артист СССР Б. Покровский: « Попав однажды на оперный спектакль, до глубины души был потрясен Мельником в «Русалке», партию которого исполнял Пирогов. Прошло много лет, и под влиянием всего увиденного, я стал режиссером Большого театра. И я чуть не в первый месяц своей работы получил от обожаемого певца урок. Да какой урок! На всю жизнь! Мы репетировали сцену Гремина из «Евгения Онегина». Пирогов знал все  «на зубок», и потому через час мы закончили. Спустя некоторое время я случайно услышал мнение великого артиста.

 – Ну, как вам наш молодой режиссер? – спросили у Александра Степановича. – Да так, – пожал он плечами. – Я снял, было, пиджак, чтобы потрудиться, как следует, а он отпустил через час. Такие они теперь, молодые: жалеют и себя и нас, но не жалеют искусство. Спешат!

С тех пор я придерживаюсь пироговского принципа – трудиться «не жалея себя», принципа, достойного большого искусства.»

 Пожалуй, самую трогательную память о певце хранит рязанская земля. В течение всей жизни по крупицам собирает материалы о Пироговых заслуженный работник культуры РФ Т.Н. Цуканова. Многие из них хранятся в библиотеке им. М. Горького, некоторые переданы в музей, основанный в селе Новоселки.  Приезжая в родной город, Александр Пирогов бывал у родителей, посещал друзей, пел и читал на клиросе в Борисо-Глебском соборе, где отпевали его отца. Михаил и Григорий Пироговы участвовали в богослужении, регентом хора был Дмитрий Константинович Кротков.

На рязанской земле Александр Степанович долгие годы черпал силы и вдохновение для творчества. Добрым приютом для него и братьев стало уникальное местечко в Спасском районе – Медвежья Голова. Как-то, разведывая места для рыбной ловли, Пироговы попали на Добрынин остров, купили дом неподалеку, в селе Копаневе, а потом облюбовали «Медвежку» – остров площадью примерно 100 га, со всех сторон омываемый водой. Сам Александр Степанович Пирогов называл Оку «милой Окушкой», говорил, что ни за что не променял бы ее на жизнь во дворце. Сюда, на Медвежку, на берег любимой реки, он приехал 23 июля 1964года. Искупался и произнес: «Вот и опять сподобился побывать в твоих объятиях, дорогая Очка». 26 июля его не стало. В последний смертный час, поняв, что умирает, Александр Степанович, наложил на себя крестное знамение.

В главной линии своей жизни Пироговы от веры отцов никогда не отрекались. Они в труднейших испытаниях сохраняли благородства принципов и чистоту помыслов, оставались людьми честными и справедливыми. То есть, следовали светлым заповедям христианской морали. Жили, сберегая в себе корни и дух великой культуры нашего православного народа.

Галина ГАНИНА

Миссия Патриарха и Церкви

Мы обязаны сохранить духовный и культурный суверенитет нашего Отечества

Визит Патриарха

С большим волнением и радостью ждали встречи с Патриархом рязанцы

Доброделание

Литургия под небом была так же благодатна, как и в самом помещении

Как преодолеть междоусобицу

Последнее время проповеди многих архиереев и священников касаются не только вещей духовных, но и тех событий, которые происходят вокруг нашего народа и нашего Отечества

«Кто, если не мы?»

А российских журналистов на Украине продолжают убивать

Любовь и мудрость

Мой муж собрался ехать на Украину воевать, а у нас двое маленьких детей

Под покровом святителя Василия Рязанского

Возвеличивание и расцвет города Рязани начался именно с тех времен, когда правящий тогда архиерей, святитель Василий приплыл по Оке на мантии из Мурома

ДОБРОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО ОТ ВНЕШНИХ

Преподобный Сергий Радонежский – святой покровитель Руси, игумен земли русской, предстатель за Россию в самые суровые годы

Архимандрит-архивист

В 1878 г. архимандрит Владимир становится настоятелем Рязанского Троицкого монастыря

Певец русской культуры

Описание жизни многих певцов похоже  на легенду. Но реальная судьба Александра Степановича Пирогова превосходит все вымыслы

Константиновский лебедь

Театр был смыслом его жизни, без преувеличения, его детищем. И театр не обычный – синтетический, в котором актёры существовали вместе с куклами

«Китеж» – на Оке

На лице батюшки лучиком сияет добродушная улыбка, видно, что он счастлив видеть ребят не сидящими в Интернете

Исцеления в Тутаеве

В Тутаеве находится чудотворная икона Христа Вседержителя огромных размеров – со стену

Радость моя…

9 июня, в День Святого Духа преставилась ко Господу схимонахиня Елисавета (Тарасова)

Благодарность утрени

Богослужение Православной Церкви очень символично. В нём нет и не может быть ни одной случайной вставки, ни лишнего слова

Александр 
Степанович Пирогов