Логотип рязанской газеты "Благовест"

Моя Шостьенская обитель…

Как все начиналось.

2009 год, 9 июля… Празднование иконы Божьей матери «Тихвинская», той самой, перед которой с недавних пор молилась моя матушка о помощи в воспитании своего чада. Погода по-настоящему летняя: озорной ветерок и солнце. Для меня поездка в некий Касимовский район казалась своего рода приключением, слово «монастырь» хоть и страшило, но юношеское любопытство брало верх, и, когда мама предложила съездить потрудиться к сестрам Шостьенской обители, я тут же дала «добро», тем более что своей деревни у нас никогда не было.

Не могу вспомнить первые дни моей жизни в монастыре. Помню лишь девочек, моих ровесниц, бойко гонящих коров по полю и выдергивающих сорняк. Таких счастливых лиц в городе мне видеть не приходилось. Мне хотелось быть, как они, еще совсем юной, но живущей полноценной интереснейшей жизнью. Я, осмелившись, попросила маму позволить пожить мне там, и она согласилась

И вот, я уже воспитанница монастыря. До сих пор помню эти смутные ощущения от осознания грядущих перемен в моей жизни. Я чувствовала себя частью какого-то неведомого доселе мира, чего-то потустороннего, такого, что напрочь изменит потом мою жизнь и мои представления о ней. 

Самым непростым, пожалуй, на первый момент было привыкнуть к режиму дня. Подъем по благословению в 6.45 , так как через 15 минут, после утренних процедур, – чтение молитв, а уже потом – свободное время до 7.45, после которого у нас был завтрак. О Боже мой, если бы вы только знали, чего мне это стоило: дома-то я полновластно распоряжалась своим днем сама, а тут… Когда я только приехала, готовили по утрам мы себе сами; стояли дежурные, которые с вечера принимали «заказы» на различные блюда, а утром воплощали их в жизнь, и попробуй-ка только не уследить за кашей да допустить ее пригорание – десяток голодных тут же дадут о себе знать. После завтрака меня ждала грандиозная встреча с деревянной и такой по-домашнему уютной школой. Небольшие классы, в которых умещались даже печки; просто одетые, приветливые деревенские ребята; учителя, среди которых – и сами сестры монастыря. Все это было настолько необычно и по-новому интересно, что эмоции захлестывали меня, и я была безумна рада своему приезду.

Послушание

Из школы бежим гурьбой в монастырь обедать. И вот он, долгожданный час отдыха. можно наконец-то предаться своим мыслям и вволю подивиться судьбе, которая приготовила мне столь необычный сюрприз – новую жизнь.

После часа отдыха – час послушаний. А вот они-то совершенно различные всегда. Любимым послушанием у всех был скотный двор. Вы только представьте себе восторг маленькой девочки, которая научилась доить корову, без боязни кормит быка и бегает по полю с телятами. Все это невозможно передать словами, и кто хоть раз в жизни соприкасался с творениями Божьего мира, поймут меня. Это маленький рай на земле. Самым страшным послушанием для меня была конюшня. Чистка копыт лошадям, а вдруг лягнет?! Но нет, умные и преданные животные, они никогда не обидят маленького, а тем, кто относится к ним с любовью, без упрямства дадут оседлать себя. Вы когда-нибудь ездили верхом? Попробуйте! Страх и восторг охватывают тебя, когда ты несешься галопом по полю, и, если ты преодолел его, то невыразимое чувство самоудовлетворения будет еще долго сопутствовать тебе.

Ну, а зимой главное послушание – чистка снега, которая, непременно, сопровождалась игрой в снежки. Мокрые и уставшие, мы возвращались в дом, где нас уже ожидал полдник. Не удивительно, что больше всего я любила посты, именно тогда мы вволю наедалась пончиками с клубничным вареньем да коврижкой с медом. Нет-нет , непостные дни я любила не меньше, там было молоко, творог, сыр, и все – собственного производства. Как же приятно было осознавать, что все это сделано из того самого молока, которое ты сегодня и надоил.

 Отдохнув, желающие могли сходить в баню. Пропустить баню для меня казалась невероятным: из нее выходишь какой-то просветленной, с чистым телом и чистыми мыслями, успокоенной и довольной.

И вот наступала пора время делать уроки, мы торопились все успеть, ведь вечером, в свободное время, собравшись в какой-нибудь одной келье, мы пели под гитару песни, кто-то подыгрывал на пианино, а кто-то – на скрипке или флейте. День пролетал незаметно. Вечером, стоя на вечерней молитве, ты искренне благодаришь Бога за прожитый день, ни одна из твоих минут не прошла напрасно. Слезы накатываются на глаза, вспоминая все те первоначальные ощущения от прожитых дней. Жизнь в монастыре не сравнима ни с какой другой жизнью. Она наполнена смыслом, она наполнена самой жизнью. Ты знаешь, зачем живешь, ты хочешь поскорей встречи с новым днем, ты любишь всех-всех-всех, потому что у тебя так в душе: чисто и благодатно.

Свободное время.

После школы многие из нас ездили в музыкальную школу, она находилась в городе, в самом Касимове. Набившись в машину по семь человек, мы всю дорогу пели песни. А потом, по большим праздникам, на Пасху и на Рождество, каждый демонстрировал то, чему научился, что умел. Сестрам была невероятная радость: как-никак их чада преуспевают уже во многом. Любили мы очень совместные спевки с сестрами, где репетировали песнопения служб и готовились к концертам. На базе школы монастырь организовал вокально-инструментальный ансамбль, с названием «Цветы России», которое нам предложил настоятель монастыря и наш духовный отец, архимандрит Петр (Афанасьев). Где мы только не побывали, и ни разу старания сестер, занимавшихся с нами,  не прошли даром. Домой мы приезжали всегда с почётным призовым местом. По выходным, когда все оставались дома, мы ходили на пикник в лес, где играли в волейбол, вышибалы или пели у костра, кушая запеченную картошку. Теперь я точно знала, что такое настоящая жизнь, и чего надо еще, если рядом – только лучшие друзья и всегда приходящие на помощь сестры.

Монастырь и село никогда не отделялись друг от друга, мы собирали общие концерты, ходили вместе на службу, громко пели «Отче наш», а на физкультуре наперегонки катались на лыжах. Но любимым совместным занятием для нас стал так называемый «Исторический чай»: сестры, учителя истории, получившие высшее образование, делились с нами своими знаниями.

А вот в Великий пост все развлечения прекращались. В это время мы часто ходили в храм, стояли со свечками на каноне Андрея Критского, и уже осознавали всю важность происходящих событий. Хотелось молиться и просить Бога о помощи, о милости Его к нам, мы уже тогда познали, что значит жизнь с Богом, и не хотели другой.

Выпускницы

Летели дни, месяцы и годы. И вот я выпускница, заканчиваю 11 класс и стою на пороге взрослой жизни. Сданы экзамены, и я жду своего вердикта о поступлении в вуз. Не верится. И не хочется верить. Жалею лишь только об одном, что так поздно узнала про Шостье. Расставаясь, мы плакали, плакали сестры, плакали мы, воспитанницы. Что готовит нам будущая жизнь?! Крепко обнявшись на прощанье, мы дали твердое слово сами себе – не подвести наших вторых мам, не подвести отца Петра, не подвести тех, кто всю свою душу вложил в нас. Мы верили, что прощаемся не навсегда. Что скоро, очень скоро, мы вновь вернемся домой, сядем за одним столом и будем говорить обо всем и благодарить наших самых родных людей.

Софья АКСЕНОВА

 

Об авторе: Софья Аксенова, выпускница пансиона для девочек Шостьенской обители, что в Касимовском районе; живая, шустрая в подростковом возрасте девочка, которую мама привела сюда в 7 класс. Сейчас она учится в Рязанском государственном университете на специальности «русский язык и литература», многие подруги из Шостье учатся в московских вузах. С большой теплотой Соня вспоминает свои годы в Шостье.

 

Храмам – быть!

За год в России исчезает с карты по нескольку десятков деревень. Народ перетекает в города

Сорок лет – у Престола

Большое влияние на будущего владыку оказали поездки в Киев в Покровский монастырь

Воин Отечества – воин Церкви

Семья, в которой он вырос, была глубоко религиозная, где без храма жизни своей не представляли

О детстве матушки Феодосии

15 мая исполнится год, как отошла ко Господу скопинская старица, схимонахиня Феодосия (Косоротихина)

На кладбище в Велемье

Она и была многим роднее родных, ближе близких. Любви матушки хватало на всех к ней приходящих

Снимая пелену

Что вас сподвигло собрать родителей и поговорить с ними на эту тему?

Зеленая Троица

Когда стали праздновать День Святой Троицы? Почему он связан именно с берёзовыми ветками

Подложные родители

Прежде чем принимать на веру мнение «общественности», стоит посмотреть, не общественность ли это «пятой колонны»

Победившие смирением

В России любили святых братьев Бориса и Глеба и в честь них повсеместно воздвигали множество храмов

Рядом с ангелами

В простых приходских храмах обычно имеется только один хор, один клирос

Неслучайные встречи

Эта некая обретшая целостность раскрыла в нем дар художника с объективом в руках

Моя Шостьенская обитель…

До сих пор помню эти смутные ощущения от осознания грядущих перемен в моей жизни

Свое поле

Наши предки говорили: «Бог не даст – и земля не родит». Кому не даст?

В предсмертный час

Прощальное письмо. Не к родным и близким обращено оно, а к Богу, в Которого свято уверовал воин в свой предсмертный час

Моя Шостьенская обитель…Софья Аксенова