Логотип рязанской газеты "Благовест"

Воин Отечества – воин Церкви

В знаменательный юбилей нашей Победы мы вспоминаем и священнослужителей, которые сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Некоторые до войны были уже в духовном сане, кто-то принял его после, пройдя тяжелейшие испытания военных лет. Одним из них был протоиерей Георгий ( в миру Георгий Георгиевич) Кузнецов, удивительный человек, к сожалению, уже почивший, добрый друг нашей семьи.

Он родился в Саратовской губернии 6 мая 1906 года, в день великомученика Георгия Победоносца и был крещен в честь этого святого воина.

Позже, на военной службе, он сам над собой подтрунивал: мол, Георгий – да, но что Победоносец – вряд ли. Но, когда судьба Родины оказалась под угрозой, его сила и мужество малой каплей влились в общую русскую силу и помогли отстоять нашу землю. Так что не напрасно он носил имя своего небесного покровителя.

Семья, в которой он вырос, была глубоко религиозная, где без храма жизни своей не представляли. Отец был служителем церкви и, по словам сына, вечным скитальцем из-за неустроенности и гонений в советское время. В доме хранилось много старинных духовных книг, доставшихся от предков, которые любил читать отец. Веру свою передал он и сыновьям – Георгию и Сергею, третий брат, Владимир, вступил в комсомол, уехал на стройки Дальнего Востока, забыл веру.

В 1937 году Георгий окончил ленинградский автодорожный институт, получил специальность инженера-строителя дорог, которая очень пригодилась в войну и в мирное время. Сергей тоже стал строителем. Но братьев все больше привлекала духовная стезя. Они мечтали поступить в Ленинградскую духовную академию, хотя тогда это было сопряжено с огромными трудностями. Сергею впоследствии удалось окончить ее. Георгий тоже учился там заочно, но обстоятельства помешали ему завершить богословское образование.

В 1939-40 гг. он участвовал в финской войне. В Великую Отечественную капитан Кузнецов командовал строительной ротой. Их подразделение сооружало прифронтовые аэродромы для нашей авиации. Пункты дислокации находились в Острогожске и в брянских лесах – в Жиздре, Жуковке, у станции Сеща. Здесь их страшно бомбили немцы. Налеты следовали один за другим. Как вспоминал отец Георгий, кругом был ад: огонь, грохот, дым, вздыбленная земля, свист осколков… Хотелось спрятаться, вжаться всем телом в землю, исчезнуть. Представить это может только тот, кто это пережил. Но рота и в этих условиях успешно выполняла боевые задачи. Заравнивали воронки на взлетно-посадочных полосах, восстанавливали разрушенные строения. При близком разрыве бомбы он был серьезно ранен и контужен, мелкие раскаленные осколки вонзились ему в голову. Попав в госпиталь, отец Георгий стал инвалидом. До конца дней его мучили сильные головные боли, но жаловался он редко и всегда благодарил Бога за то, что остался жив.

После войны отец Георгий работал на стройках геодезистом, прорабом, участвовал в возведении зданий радиоинститута и станкозавода в Рязани. В разруху нужно было кормить большое семейство с четырьмя детьми. Брали со старшим сыном Володей по несколько огородов, трудились в поте лица.

Но его душа жаждала духовного служения. Он был рукоположен в диакона, а затем – в священника примерно в конце 40-х-начале 50-х годов прошлого столетия. Отец Георгий имел сильный густой бас, мощно звучавший под сводами храма и сообщавший прихожанам благоговейное молитвенное настроение. На пенсию как инвалид войны он содержал семью, а на священнический доход – небольшой и непостоянный – жил сам.

В 1950-60-е годы отец Георгий служил в с. Старове Ярославской области. Брат Сергей, к тому времени тоже священник, служил недалеко, в Переславле-Залесском. Они часто общались, поддерживали друг друга.

Отец Георгий был знаком со многими иерархами церкви, в том числе с митрополитом Никодимом (Ротовым), и получал от них благословения. На большие церковные праздники его приглашали в Александро-Невскую и Троице-Сергиеву Лавры, где он сослужил в сонме духовенства, произнося свои звучные возгласы. Ездить приходилось негласно, «тайно образующе», чтобы не навлечь раздражения властей  и не навредить учившимся детям.

В 1968 году его направили настоятелем в Казанский храм с. Срезнево Шиловского района, где он прослужил 10 лет. Это замечательное село на высоком берегу Оки связано с именем выдающегося русского ученого-слависта И.И. Срезневского. Старинный храм почтили своим подвигом во времена гонений священномученики Филарет, Сергий и преподобноисповедница Анна Срезневские. Подвизалась там и матушка Мариамна, хранительница чудотворного образа Богородицы «Споручница грешных». Храм в советские годы был единственным действующим на всю большую округу. Туда приходили и приезжали люди из ближних и дальних мест.

Прихожане любили отца Георгия за простоту, отзывчивость, добродушие. Он готов был всегда исполнить их просьбы, послужить, помочь, поделиться последним. С сочувствием он посещал старых и больных, соборовал, исповедовал, причащал, напутствовал отходящих в мир иной. Бывал во многих окрестных селах – Исадах, Красном Холме и других.

Непросто было служить тогда сельскому священнику. Арестов и ссылок уже не было, но притеснений разного рода и ущемлений прав хватало. Тут и пресловутые «нетрудовые доходы», и отъем большой части церковных средств в казну, и хозяйственные неурядицы, когда то дров не дадут, то электричество «отрежут». Бывало, что и приходской совет настраивался районным начальством против настоятеля, который не имел никаких прав и считался наемным лицом. «Моя специальность и звание вне закона, всякий может чинить произвол, оскорбления… Достаточно каприза какого-нибудь активиста, и я буду изгнан, меня не имеют права даже юристы взять под защиту…», – с горечью писал отец Георгий из Срезнева. Иногда он выходил из себя, ругал «безбожное хамство», страдая за дело спасения своей паствы, но в конфликты не вступал, считая, что худой мир лучше доброй ссоры.

 Держаться в форме способствовала и разработанная им система оздоровления: физические упражнения, бег, лыжи, моржевание, ношение тяжестей-вериг. Он изобрел много спортивных снарядов, чтобы сохранять позвоночник прямым, мышцы – крепкими, общий тонус – бодрым. Он обнаружил, что при стойке на голове уменьшается боль, и часто делал это упражнение.

В последующие годы владыка Симон (Новиков) не раз посылал отца Георгия в отдаленные приходы, где не было священника. И тот безоговорочно пускался в путь со своим тяжелым рюкзаком, напевая что-нибудь походное. Он любил, когда от автобуса или электрички надо было еще несколько километров идти пешком, дышать вольным воздухом, общаться с природой и встречными людьми. Он шел лугами, полями, перелесками, радовался небу, солнцу, деревьям, цветам, птицам, всему живому. Из души сами звучали песни и стихи:

Благословляю вас, леса,

Долины, нивы, горы, воды.

Благословляю я свободу

И голубые небеса…

В последние годы он служил, где был необходим. Не раз ему приходилось замерзать в мороз, плутать в метель и тонуть в половодье. Спасала молитва и неизменный оптимизм. В самом бедственном положении он видел хорошую, а подчас и забавную сторону, вспоминая что-нибудь юмористическое. Когда по возрасту он уже не мог ездить в командировки, ходил молиться в рязанские храмы, занимался в группе здоровья, делал лавочки и гимнастические снаряды. Всегда радовался, когда мог послужить своими талантами людям. В его семье выросли двое сыновей, две дочери, восемь внуков. Продолжают род правнуки.

Умер он 5 сентября 1985 года на 80-м году жизни, похоронен на Скорбященском кладбище.

Преодолевая с христианским терпением и упованием страдания и невзгоды, он защищал самое святое – Родину и веру. Те, кто знал о. Георгия, помнят его добрую улыбку, его светлую певучую душу и слова, которые он часто повторял, как и святитель Иоанн Златоуст: «Слава Богу за все!»

Александр КАТАГОЩИН

На фото: Г.Г. Кузнецов, командир строительной роты, Брянский фронт, март 1943 г.; отец Георгий и матушка Мариамна, Срезнево, 1970-е годы.

Храмам – быть!

За год в России исчезает с карты по нескольку десятков деревень. Народ перетекает в города

Сорок лет – у Престола

Большое влияние на будущего владыку оказали поездки в Киев в Покровский монастырь

Воин Отечества – воин Церкви

Семья, в которой он вырос, была глубоко религиозная, где без храма жизни своей не представляли

О детстве матушки Феодосии

15 мая исполнится год, как отошла ко Господу скопинская старица, схимонахиня Феодосия (Косоротихина)

На кладбище в Велемье

Она и была многим роднее родных, ближе близких. Любви матушки хватало на всех к ней приходящих

Снимая пелену

Что вас сподвигло собрать родителей и поговорить с ними на эту тему?

Зеленая Троица

Когда стали праздновать День Святой Троицы? Почему он связан именно с берёзовыми ветками

Подложные родители

Прежде чем принимать на веру мнение «общественности», стоит посмотреть, не общественность ли это «пятой колонны»

Победившие смирением

В России любили святых братьев Бориса и Глеба и в честь них повсеместно воздвигали множество храмов

Рядом с ангелами

В простых приходских храмах обычно имеется только один хор, один клирос

Неслучайные встречи

Эта некая обретшая целостность раскрыла в нем дар художника с объективом в руках

Моя Шостьенская обитель…

До сих пор помню эти смутные ощущения от осознания грядущих перемен в моей жизни

Свое поле

Наши предки говорили: «Бог не даст – и земля не родит». Кому не даст?

В предсмертный час

Прощальное письмо. Не к родным и близким обращено оно, а к Богу, в Которого свято уверовал воин в свой предсмертный час

Воин Отечества _
 воин ЦерквиВоин Отечества – воин Церкви