Логотип рязанской газеты "Благовест"

Три Спаса

Отвечает игумен Паисий (Савосин)

– Мой дедушка всё время молился Флору и Лавру, чтобы живность здорова была, а я над ним в детстве смеялась. Разве животные подчиняются святым?

Вся сотворённая Богом для человека вселенная, – и одушевлённые, и неодушевлённые творения, – находятся в благой власти Божией, ведь Он – Вседержитель. Но так же и первозданным Адаму и Еве была дана вся эта земля в обладание, дабы человек приносил ей пользу. И вместе с тем они не столько своей силой или мудростью должны были это делать, сколько помощью Божией, а значит, явиться для животных и растений, и всего мироздания проводниками благодати.

После грехопадения Адама и Евы эта связь между человеком и животными и растениями повредилась, однако не прервалась. И потому в святых людях животные видят тех первозданных своих властителей и хранителей, поскольку святые и являются проводниками благодати. Это можно видеть в житиях многих святых, когда им подчиняются львы или медведи, олени, змеи, птицы и рыбы. Но совершается это потому, что со святыми – Бог. И до сих пор, когда мы просим святых о помощи, они, силой неизменно им помогающего Бога, покровительствуют людям и их животным.

– Можно ли называть девочек Мариями в честь Богоматери?

В Русской Православной Церкви это не принято ради благоговения перед Пресвятой Девой. Но Она ведь и так к нам ближе всякого человека.

А вот в Греции, например, могут называть детей не только в честь святых, но и, так сказать, в честь праздников. Например, если человек родился в праздник Преображения Господня, его могут назвать Сотирис, что по-гречески значит Спаситель, разумея при этом Христа.

– Почему кончина прав. Анны, матери Пресвятой Богородицы, тоже названа успением? Она тоже воскресла, как Богородица?

Нет, святая праведная Анна не воскресала, как её Пресвятая Дочь. А успением может именоваться всякая праведная кончина. Например, Сам Христос в Евангелии говорит: «Лазарь, друг наш, успе», то есть уснул. А говорил он, как поясняет Евангелист Иоанн, о смерти Лазаря, а не о его сне. Так же успением или преставлением в богослужебных текстах – стихирах, канонах, – именуется смерть святых. Причина такого названия смерти в том, что человек умирает лишь телом, душа же его жива, да и тело воскреснет, когда Господь совершит Второе Своё Пришествие.

– Почему ореховый (хлебный) Спас прославляется меньше, чем медовый и яблочный? О нём даже многие люди не знают.

Собственно говоря, во все эти праздники – так называемые медовый, яблочный, ореховый (или хлебный) Спас, прославляется не кто иной, как Господь наш Иисус Христос. Например, так называемый медовый Спас празднуется в день Изнесения честных древ Животворящего Креста Господня. Да, в этот день церковный устав предписывает освящать урожай нового мёда. Но ведь прославляется не мёд. Или яблоки с орехами и хлебом в два других праздника.

Потому не так уж и обязательно называть эти праздники медовым или ещё каким Спасом. Это ведь в просторечии утвердилось в связи с тем, что и когда освящают. Новый урожай винограда, а в России – яблок, освящают, благодаря Бога, Подателя всех благ и Освятителя человеческих трудов, на праздник Преображения Господня. А в праздник Нерукотворенного Образа Спасителя, на следующий день после Успения Пресвятой Богородицы, освящают новый урожай хлеба и орехов. Но ведь теперь новый урожай хлеба часто приходится убирать иногда раньше, а иногда и позже этого праздника, вот и как-то позабылось это народное именование праздника Нерукотворенного Образа.

– Некоторые мои знакомые говорят, что надо скрывать от чужих глаз свою веру и воцерковлённость, не навязывая её тем самым окружающим, ведь это очень личное чувство. Правильно ли это?

По апостолу Петру, мы должны быть «всегда готовы всякому, требующему у вас отчёта в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Петр 3, 15), и эти слова апостола подтверждает правило преподобных отцов: «Если тебя не спрашивают – не говори».

Наша вера и воцерковлённость должна выявляться не в декларировании каких-то особенностей церковного обихода, а в том, о чём говорит Христос: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16). А это означает, что, «если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12, 18).

Ведь и Христос никому себя не навязывает, если Его не принимают: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Апок. 3, 20). А голос Божий тих, кроток и прозрачен, он в сердце стучится через обстоятельства, через встречи, через переживаемое человеком. Но не через навязывание и насилие. Если будем стараться жалеть и беречь наших близких и дальних, это будет лучшая проповедь веры.

– Можно ли брать благословение у священника, который за штатом или под запретом?

Если священник не лишён права священнослужения, то можно. Это относится к некоторым священникам, находящимся за штатом, например, по старости, инвалидности или ещё по каким-то уважительным причинам. Обычно в архиерейском указе о том или ином положении священника это оговаривается.

Если же право священнослужения у священника отнято, временно или окончательно, брать благословение у него не имеет смысла – он ничего преподать не может. Разве только в общем смысле, в виде молитвенного обращения к Богу о человеке, – как например, преподобная Мария Египетская (разумеется, не будучи священнослужителем) благословила прп. авву Зосиму по его просьбе.

Страшные сны

– Меня сын спрашивает: «Почему снятся страшные сны? Меня Бог напугать хочет?» Не знаю, что ему сказать. Страшных сказок ему не читаю, он ходит со мной в церковь. Объясняю, что Бог никого не пугает. Сны связаны с верой в Бога?

Да, действительно Бог никого не пугает. Страшные же сны, если обобщать, рождаются из двух составляющих: человеческого опыта, того, что было пережито, и действия демонов. Святые отцы рекомендуют не уделять большого внимания снам, тем более производящим тёмное, тягостное или пугающее действие. Как говорит Господь, дерево узнаётся по плоду. И если сон таков, источник, навеявший его, понятен. А так демоны, по словам святых, всегда лгут, ничему из увиденного во сне верить не следует, и нужно стараться побыстрее забыть увиденное. Они лишь пугают, Господь же хранит человека.

Другой вопрос, отчего всё-таки случается это. Если, как Вы говорите, страшных сказок сыну не читаете, и он ходит с Вами в церковь, – если при всём этом Вы своей семьёй стараетесь жить по заповедям Христовым, то, возможно, демоны пугают человека по зависти ему, надеясь этим как-то помешать ему жить хорошо и правильно, сбить его с пути.

Участие в таинствах, хранение душевного мира на протяжении дня, прощение обид, избегание своих капризов, ещё осенение крестом спальни, окропление святой водой, – вот средства борьбы с детскими плохими снами. Но хранить мир и соблюдать прочие заповеди нужно стараться и родителям, ведь родители и дети – «сообщающиеся сосуды».

Сергиева Пасха

Такие события случаются один раз в человеческой жизни, их последствия из временной жизни переходят в Вечную

Преподобный Сергий Радонежский шествует по России

Преподобный очень почитал своих родителей – Кирилла и Марию и всегда говорил, что прежде чем к нему прийти, надо навестить его родителей

Из Хотьхово на Благовещенское поле

Каков был дух этого крестного хода? Зачем нужно было идти этим крестным ходом? Какую пользу люди от него получили?

У архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

Очень хотелось побывать у отца Иоанна в такой день на могилке, которая находится в дальних пещерах монастыря

Ясный, высокочтимый

Как же много сегодня женщин курит. И не понимают многие, что сами беса к себе привлекают. Ходят в церковь, причащаются, а отойдут и – за сигарету

Три Спаса

Почему ореховый (хлебный) Спас прославляется меньше, чем медовый и яблочный

Кризис образования. Выход есть.

Только ленивый в наше время не ругает образование. Недавние результаты ЕГЭ снова подтвердили его плачевность. Но что же делать

Ювенальный реванш в России

Разве можно обмануть себя: опасность вовсе не у порога – она уже давно вошла в наш дом и привольно расположилась в нём

Кавалер «Большого банта»

Возвратившись с фронта, отец больше не участвовал в войнах. Он блестяще считал в уме, хотя учился полгода в церковно-приходской школе

Чтобы душа не голодала

Конкурс «Православная инициатива» дал жизнь многим проектам. В этом году гранты получила и Рязанская епархия

Педагогика монастыря

В монастыре мы приняли участие в выездном Международном педагогическом семинаре «Сергия великого почтим»

Лира

Вину я чувствую в душе. Перед отцом и перед Богом

Поэма канона

Если мудрое слово услышит разумный, то он похвалит его и приложит к себе

Три Спаса