Логотип рязанской газеты "Благовест"

Сергиева Пасха

Рассказ о юбилейных торжествах, посвященных 700-летию со дня рождения

Преподобного Сергия Радонежского

Это было, конечно же, эпохальное событие в жизни России. Событие не только промыслительное, но и судьбоносное.

Каждый русский человек, сердце которого еще не окаменело, не перестало слышать апокалиптические звуки, которые все чаще и чаще раздаются над нашими головами, не разучилось терпеть, милосердствовать и любить, не устало откликаться на боль своего ближнего, каждый русский человек в дни славного юбилея поднял свои глаза к небу и задумался о судьба России, которая переживает самый трагический период в своей истории и на которую ополчились, кажется, все силы ада, задумался о том, что земная жизнь очень коротка и скоро он предстанет пред Господом, нашим Нелицеприятным Судией.

Такие события случаются один раз в человеческой жизни, их последствия из временной жизни переходят в Вечную.

Для меня он начался в электричке, которая отправлялась с Ярославского вокзала. Наверняка, половина ее пассажиров были православные христиане, пожелавшие принять участие в великом празднике. Они были одеты по-походному, с рюкзаками, в головных уборах светлой расцветки, в легкой летней одежде, в удобной обуви. Словно чувствуя наше нетерпение, электричка шла очень быстро, останавливаясь лишь на некоторых станциях; путь занял всего один час.

Хотьково! – позвучал голос в динамиках.

Вместе с другими пассажирами я вышел из вагона. Невдалеке виднелся Хотьковский женский монастырь, в котором покоятся мощи родителей преподобного Сергия-схимонаха Кирилла и схимонахини Марии. Дорога запружена автобусами, на них прибыли паломники из разных епархий. Чем ближе монастырь, тем гуще людской поток; паломники спешат: до начала торжественного шествия остались считанные минуты. Несмотря на многолюдство, мне удалось пройти почти к самой голове колонны.

В монастырском храме как раз закончился молебен, и на всю округу, усиленный громкоговорителями, зазвучал тропарь преподобному Сергию:

Иже добродетелей подвижник,

Яко истинный воин Христа Бога…

Мощно, призывно и ликующе грянули монастырские колокола – крестный ход начался. Его возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Из ворот обители вышла большая группа паломников, она влилась в нашу колонну (так Ока впадает в Волгу) – живая, колышущаяся людская река потекла вниз по дороге, плавно забирая направо.

Как легко шагается! Какая неописуемая радость поселилась в моем сердце! Какие чудные хоругви плывут над колонной! Какое лучезарное небо над нами! У меня появилось ощущение, что я не иду, а лечу над землей и что меня, вероятно, несет в своих ладонях сам преподобный Сергий. Впрочем, не только меня, но и каждого участника этого праздничного восхитительного шествия! Улыбки, которые цвели на лицах паломников, были лучшим подтверждением моей догадки.

Выйдя из колонны, я поднялся на зеленый склон, чтобы полюбоваться крестным ходом и сфотографировать его. Увидеть его весь не было никакой возможности – голова колонны уже скрылась из глаз, а оставшаяся часть только проходила мимо монастырских стен. Я участвовал во многих крестных ходах, но такого многолюдного и грандиозного еще не видел – в нем приняло участие, наверное, не менее пятидесяти тысяч человек – вся Россия собралась, чтобы почтить память великого игумена земли Русской. Урал и Поволжье, Сибирь и Забайкалье, Якутия и Чукотка – ни расстояния, ни скудость в средствах, ни грозные события на Украине – ничто не помешало паломникам прибыть на замечательный юбилей.

Сделав несколько кадров, я присоединился к шествию. Где лучше идти – в центре колонны или сбоку? Неважно где, главное – не выпускать из уст молитву: Крестный ход – это, прежде всего, плач о наших грехах.

Го-осподи, Иисусе Христе,

 Сыне Божий,

поми-и-илуй нас.

Молитва не прекращается ни на одну минуту. Мы молимся не только о самих себе, но и о наших родственниках, друзьях и знакомых, которые не смогли участвовать в этом крестном ходе. Но самая главная наша молитва – о спасении России. Трудное время мы переживаем, очень трудное. Если мы будем молиться и каяться в наших грехах, то Господь помилует нас, а, если будем сидеть дома и заниматься бесплодными мечтаниями, то останемся ни с чем.

Выбирая место посвободнее, я отошел к краю дороги и увидел молодую девушку, лицо которой как будто сияло.

Вы из какой епархии? – спросил я у нее.

Из Пензенской, – охотно откликнулась девушка и продолжала: – Ни разу в жизни у меня не было такого радостного, приподнятого, чудесного настроения, как в этом крестном ходе! Как будто меня несут лучезарные ангелы на своих крыльях!.. Крестный ход – это… – она подняла глаза к небу… – это невообразимо сладостный рай!

Пройдя пять, а, может быть, шесть километров, мы устроили привал. Организаторы крестного хода выбрали для него самую большую поляну во всей округе – пятьдесят тысяч человек – это не шутка! Отдых – весьма нужная часть крестного хода: можно посидеть, можно и полежать на зеленой травке, можно и перекусить – в походных палатках есть прохладительные напитки, пирожки, печенье, булочки.

Подъем! – прозвучала команда.

Отдыхать, конечно, хорошо, но идти еще лучше. Мы это прекрасно понимали, поэтому повторять команду не потребовалось.

 Лучше всего шагать за Патриархом. За ним чувствуешь себя, как за каменной стеной, а точнее, как в Ноевом ковчеге – плывешь по морской глади и даже качки не чувствуешь, а еще лучше, как в лодке с апостолами, которые плыли по Геннисаретскому озеру со своим Учителем, а еще лучше, пожалуй, как в нерукотворенной ладье, направляющейся на всех парусах в Вожделенную Гавань.

Патриарх шагает в хорошем темпе, мы от него не отстаем – было бы странно, если бы мы отстали.

 Поют два хора, состоящие из семинаристов. Вот регент (он высокого роста) взмахнул рукой – вступил правый хор:

К Богородице прилежно ны-ы-ыне притецем,

Гре-е-ешнии и смире-е-еннии…

К кому нам обращаться в первую очередь в наших молитвах? Конечно, к Тебе, Пресвятая Дева. Кто утешит нас в скорбях? Кто утрет наши слезы? Кто покроет нас Своим омофором? Только Ты, наша верная Помощница и Заступница!

 Мы все поем вместе с ними – разве можно не петь во время крестного хода?! Тысячеустый, громогласный хор движется по земле преподобного Сергия, и наше пение слышит, наверное, вся Русь.

В городе мы живем расслабленной, тусклой, полусонной жизнью, а здесь, во время крестного хода, оживаем, распрямляемся, начинаем дышать полной грудью, лучше понимаем суть современных событий, а самое главное, – самих себя. Для меня, а также для паломников, которые шагают рядом со мною, крестный ход – это пробуждение от греховного сна, пир покаяния, теплая беседа с ангелами и архангелами, отсечение страстей, укрепление веры, обоняние Райского фимиама.

Лавра! – воскликнул кто-то из паломников.

Вдали, на горизонте, хорошо просматривалась колокольня Лавры и купола Успенского собора. Как-то веселее стало на сердце, а усталость, накопившаяся за несколько часов, куда-то бесследно исчезла. Лавра – это наш маяк до конца крестного хода; но, прежде всего, – это маяк духовный, великий и неугасающий, не только для нас, крестоходцев, но и для каждого русского человека.

Над нашей колонной, высоко в небе, появился вертолет. Он уже несколько раз появлялся сегодня, скорее всего, это служба безопасности. Но у нас есть более надежная защита – сонмы ангелов и архангелов во главе с архистратигом Божиим Михаилом. Они не только защищают нас от всех врагов, видимых и невидимых, но и помогают преодолевать жару и другие трудности долгого пути.

Слева от меня появилась немолодая паломница с сильно загорелым лицом, ей было, наверняка, за шестьдесят, но она шла очень бодро, не выказывая признаков усталости; в руках у нее была вышитая икона довольно большого формата, на которой был изображен преподобный Сергий (его образ нельзя спутать ни с кем).

Сами вышивали? – обратился я к женщине.

Да. Только вчера закончила.

Вы из Москвы?

Нет, я приехала из Америки. Специально на праздник преподобного Сергия. Я его очень люблю и почитаю. – Паломница повернула икону ко мне, чтобы я ее получше рассмотрел. – Я родилась в Сергиевом Посаде, здесь прошло мое детство и юность.

Тем временем мы вступили на Благовещенское поле, где расположен палаточный городок для паломников.

Крестный ход завершен!

Мы преодолели семнадцать километров, затратив на это почти пять часов.

Торжественное, праздничное, радостное шествие мы совершили во славу Божию, во спасение наших душ и, конечно, во спасение матушки-России.

На другой день главные события праздника совершались в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, на ее Соборной площади. Несмотря на то, что мускулы ног после крестного хода побаливали, я прибыл в Лавру к самому началу торжеств.

В пятнадцать часов в Троицком соборе, где покоятся мощи преподобного Сергия, началась малая вечерня, которую возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Вместе с ним молились многочисленные архипастыри. Наблюдать за богослужением было очень удобно, так как в нескольких местах Соборной площади находились большие экраны.

Вслед за малой вечерней началось чтение акафиста преподобному Сергию.

Воздать искреннее и сердечное благодарение игумену земли Русской собрались тысячи и тысячи православных христиан. Нам есть за что благодарить преподобного Сергия: он не раз спасал нашу страну от неминуемой гибели, искоренял крамолу, насаждал добрые нравы, основывал новые монастыри, призывал людей к покаянию; не только словом, но и своим примером воспитывал духовных чад, ограждал Россию от чужеземных соблазнов. Его молитва пламенела, словно огонь в кузнечном горне, духом он восходил к престолу Божию, его забота о русском народе была подобна заботе матери о своем ребенке.

Акафист подошел к концу, и вдруг…

Бум!

Звук колокола нарастал, пел на могучей властной ноте, заполнял пространство всей Лавры, ему стало тесно в ее стенах, и он, этот звук, полетел дальше, по улицам и площадям Сергиева Посада и еще дальше – по бескрайним русским просторам.

«Это звонит не колокол, это звучит голос самого преподобного Сергия, это он обращается к русскому народу, обращается в грозный и судьбоносный час, призывая его встать на Божественную стражу, – подумал я. – Россия снова в опасности, как бы говорит преподобный, в такой опасности, какой еще не бывало, очнитесь, русские люди, вспомните, что вы чада света, а не тьмы, промедление смерти подобно, стряхните с себя бесовские чары, пока не поздно, пока коса смерти не собрала свою кровавую дань, – я не преувеличиваю – пламя войны вот-вот перекинется из Украины на территорию России. Принесите достойный плод покаяния, и Господь помилует вас, как это уже не раз бывало в истории России».

Миновав Свято-Духовский храм и повернув на тенистую аллею, я увидел знакомого батюшку,протоиерея Владимира Ригина.

Батюшка, как вы считаете, преподобный Сергий спасет нас? – спросил я у него после того, как он благословил меня.

-Конечно, если мы этого захотим, - ответил священник. – Святитель Московский Филарет сказал: «Бог создал нас без нас, но Он не может спасти нас без нас».

Каждый паломник, прибывший на праздник, мечтал приложиться к великой святыне – честным и цельбоносным мощам преподобного Сергия. Я, конечно, не был исключением. Очередь к мощам была очень большая, но для того, кто очень хотел к ним попасть, ее как бы не существовало. Я вошел в Троицкий собор, где они покоились, буквально через минуту.

С трепетом и благоговением я приложился к раке, где покоилась величайшая святыня. Я ничего не просил у преподобного, так как он лучше меня знал мои нужды, – я просто поблагодарил его за все.

 Вскоре началось всенощное бдение под праздник преподобного Сергия – обретения его святых мощей. Служил сонм архиереев во главе с Патриархом Кириллом.

Я молился на ступеньках Успенского храма, у его южного входа. Экран был от меня в десяти-пятнадцати метрах – видимость была прекрасная.

Ве-е-ерую, – возгласил диакон, и мы – все верующие православные христиане, собравшиеся сегодня здесь, в Лавре, на  Соборной площади (а нас было немало, около десяти тысяч), дружно подхватили:

 –Во единаго Бога Отца, Вседержи-и-ите-е-еля…

Такого большого, грандиозного, изумительного хора я ни разу в своей жизни не встречал. И не слышал, чтобы он так хорошо пел. Мы исповедовали свою православную веру. На зло всем нашим врагам. На зло духам злобы поднебесной. На страх диаволу-обольстителю.

После окончания Божественной Литургии Святейший Патриарх Кирилл обратился к присутствующим с первосвятительским словом

Я уезжал из Сергиева Посада вечером. К перрону подкатила электричка из Александрова. Вагон, в который я вошел, был полупустой. Я сел на свободную лавку. Через минуту рядом со мной села женщина лет тридцати трех-тридцати пяти – Лариса из Липецка. Все три дня она жила в палаточном городке на Благовещенском поле.

Было видно, что она просто переполнена впечатлениями.

Я приезжаю к преподобному Сергию каждый год, – продолжала Лариса. – Приезжаю из великой любви к нему. Каждая встреча с преподобным…–  это как будто взойдешь на гору и увидишь все-все. Тучи расходятся, и перед тобой ясный путь.

Преподобный Сергий – это духовное солнце России. Если обычное солнце каждое утро восходит и каждый вечер заходит, то духовное солнце светит без перерыва. Не знаю как другие люди, а я чувствую, что преподобный принимает участие в моей жизни постоянно. У меня дома есть несколько икон святого, и я каждое утро молюсь перед ними. Он для меня – живой, и я разговариваю с ним, как с живым, и он меня слышит. – Лариса отпила глоток воды из бутылки. – Все три дня было так легко, так радостно… это была как бы Пасха… Сергиева Пасха… я ее никогда не забуду…

Николай КОКУХИН

Фото автора.

Сергиева Пасха

Такие события случаются один раз в человеческой жизни, их последствия из временной жизни переходят в Вечную

Преподобный Сергий Радонежский шествует по России

Преподобный очень почитал своих родителей – Кирилла и Марию и всегда говорил, что прежде чем к нему прийти, надо навестить его родителей

Из Хотьхово на Благовещенское поле

Каков был дух этого крестного хода? Зачем нужно было идти этим крестным ходом? Какую пользу люди от него получили?

У архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

Очень хотелось побывать у отца Иоанна в такой день на могилке, которая находится в дальних пещерах монастыря

Ясный, высокочтимый

Как же много сегодня женщин курит. И не понимают многие, что сами беса к себе привлекают. Ходят в церковь, причащаются, а отойдут и – за сигарету

Три Спаса

Почему ореховый (хлебный) Спас прославляется меньше, чем медовый и яблочный

Кризис образования. Выход есть.

Только ленивый в наше время не ругает образование. Недавние результаты ЕГЭ снова подтвердили его плачевность. Но что же делать

Ювенальный реванш в России

Разве можно обмануть себя: опасность вовсе не у порога – она уже давно вошла в наш дом и привольно расположилась в нём

Кавалер «Большого банта»

Возвратившись с фронта, отец больше не участвовал в войнах. Он блестяще считал в уме, хотя учился полгода в церковно-приходской школе

Чтобы душа не голодала

Конкурс «Православная инициатива» дал жизнь многим проектам. В этом году гранты получила и Рязанская епархия

Педагогика монастыря

В монастыре мы приняли участие в выездном Международном педагогическом семинаре «Сергия великого почтим»

Лира

Вину я чувствую в душе. Перед отцом и перед Богом

Поэма канона

Если мудрое слово услышит разумный, то он похвалит его и приложит к себе

АмериканкаРассказ о юбилейных торжествах, посвященных 700-летию со дня рождения
Преподобного Сергия Радонежского