Логотип рязанской газеты "Благовест"

Кризис образования. Выход есть.

Только ленивый в наше время не ругает образование. Недавние результаты ЕГЭ снова подтвердили его плачевность. Но что же делать? Ведь должен быть какой-то выход из сложившейся ситуации.

В Рязани в июне проводился семинар по программе "Русская классическая школа", в котором мне посчастливилось участвовать. Я уже давно наслышана про эту экспериментальную программу, осуществляемую в г. Екатеринбурге в одной из частных школ, и мечтала с ней познакомиться поближе.

Истоки и идеал педагогики

На семинаре был проведен глубокий анализ причин кризиса образования, что помогло увидеть проблему в целом. А, главное, понять, что кардинальные перемены жизненно необходимы, если мы хотим своим детям светлого будущего.

Кандидат физико-математических наук, доцент кафедры теологии РГУ имени С.А. Есенина, протоиерей Сергий Рыбаков проанализировал развитие образования в России. Прежде всего, необходимо понять, что любая педагогическая система народа выпоняет нравственные функции. Для их осуществления вводится понятие идеального образа Этимология слова «педагогика» раскрывает задачу ведения детей (учащихся, воспитанников) к определенному совершенству, которое представлено и раскрыто в предъявленном идеальном образе. Идеальный образ формируется в религии. От идеального образа исходят и к нему же приводят оформленные в сознание народа ценностные принципы и установки, отраженные в культуре общества, а также система конечных целей земного бытия и задач, решение которых необходимо для достижения означенных конечных целей. В педагогике идеальный образ – это ответ на три поставленных вопроса: что необходимо изучать, что должно получиться в результате, что необходимо еще человеку в жизни, кроме материального. То есть значение идеального образа является фундаментальным понятием для обучения и воспитания. В настоящее время идеальный образ отсутствует: он не предъявлен ни в государстве, ни в образовании.

Идеальный образ формируется в религии. Сначала преподавание на Руси велось монахами или священниками, взаимодействие "учитель - ученик" осуществлялось  по принципу детоводительства. Государственная система образования возникала тогда, когда появился значительный пласт знаний, усвоение которых учащимися требует специальных институтов разного уровня: школ, вузов, академий и пр. Такая система обычно первоначально формировалась высокоразвитыми культовыми организациями, что например, имело место в Европе, а также в России, где первые школы и академии были, созданы Русской Православной Церковью. Но, лимитирующей особенностью конфессиональных систем образования является ограничение по роду самого знания. Поэтому многие востребованные промышленностью области знания переходят в ведение государства, которое и приступает к формированию своей системы образования. Целью образования стала подготовка людей для жизни в обществе и государстве.

Прививка забвения

В Российской империи при Петре I идеальный образ меняется, в Россию переносится многое из культуры, языка и быта протестантской Европы. Сначала это касается только элиты русского общества, а впоследствии и всего народа с приходом к власти большевиков. Происходит разрушение устойчивости сознания. Отход от своей веры, своих идеалов, отсутствие ответственности перед своими потомками, незнание своей истории, языка. В светской системе образования формируется некая возможность компенсации утраченных духовных потенциалов через развитие логического мышления в дисциплинах естественнонаучного цикла. И в математических науках в советское время создается компенсаторный стержень естествознания, развивается математика, а вместе с ней логика. Но естественные науки не позволят создать нравственный идеал. Он не ясен.

Потеря веры в Бога привела к утрате жизни, устремленности к смерти, отсюда постоянная жажда экстрима, чтобы ощутить себя живым, лекарство здравого смысла перестает действовать.

На Западе сейчас идет эпоха экзистенциализма. В философском плане вводится понятие "абсурда", что естественно приводит к позиции антиисторизма, поэтому становится понятно, почему в истории изучаются просто события, личности, но не предъявляется идеальный образ.

В педагогике за основу взята система образования американца Д. Дьюи, основанная на прагматизме. На нем осуществляется компетентностный подход. Не нужно детям давать долгосрочные знания, а только необходимые к завтрашнему дню.

В 70-е годы возникла проблема изучения математики с переходом на ускоренное (развивающее) обучение. Стала нарушаться логика детского познания: от ощущений к восприятию, затем – к представлению, понятию, определению, что в современной школе, уже в первом классе привело к низкой мотивации и познавательной активности детей.

История помогает математике

О проблемах математического образования на семинаре докладывал кандидат физико-математических наук, доцент кафедры математики Ростовского университета министерства путей сообщений Игорь Петрович Костенко. Вначале он привел, как основополагающие, слова о. Сергия Булгакова: "Если русское общество... еще... жизнеспособно, ... то эта жизнеспособность должна проявиться... в готовности и способности учиться у истории ."

Как результат забвения истории он привел удручающие цифры снижения качества знаний по математике выпускников школ, проанализировав показатели с 1931 года по 2009.Они сменялись в разные годы. Но такая же «математическая яма», как в 2009 году, наблюдалась и в 1930.

 Как же вышли тогда из этого положения? В 1932 году все инновации были запрещены. Отмечались недостатки программ, их бессистемность, слабость руководства образованием, слабая дисциплина в школе. Опять очень похоже на то, что мы имеем сегодня. Тогда вернули обучение по программам дореволюционных русских классических гимназий.

Произошел возврат к традициям, плюс строгая дисциплина. Проблема качества образования стала решаться, несмотря на сложные довоенные, военные и послевоенные годы. Управляли образованием учителя, а не чиновники. Большое внимание уделялось педагогам. Так, в 1943 году финансирование образование выросло в 3 раза, увеличилась зарплата учителей. В 1942 году ставилась задача повышения дисциплины, в 1944 году - задача преодоления формализма. Результат не заставил себя долго ждать. Уже в 1947 году в МГУ отметили, что к ним в вуз идут замечательные выпускники. В период с 1949 по 1956 годы средние ученики учились на "4" и "5" (74%).

США создали даже комиссию для изучения нашего образования, которая заключила "Советский Союз угрожает нам своей системой образования". Главным плюсом обучения они считали простоту программ, многое собирались заимствовать. Задачу поставили - разрушение системы образования СССР.

Новый виток

В 1957 году резко падает качество знаний. Одна из причин - изъяли из школы учебники А.П. Киселева, которые он всю жизнь усовершенствовал. Новые учебники увеличились в объеме, язык стал хуже, излишне теоретизированы. Этот процесс не менялся до 1975 года. Реформаторы объясняли: учителя плохо преподают. Надо добиваться, чтобы ученики усваивали материал на уроке, домашние задания не нужны, ликвидируется самостоятельная работа учеников. Все это подается, как прогрессивные методы. В 1970 году происходит 2-й этап реформы образования, еще больше теоретизируется материал. 

Можно ли сейчас что-то исправить? По мнению Игоря Петровича, – можно. Программа "Русская классическая школа" – это ростки изменений к лучшему. Среди методических ценностей этой программы он отмечает: принцип сознательности усвоения знаний (недопущение перегрузки программ); принцип системности (в определенной системе и строгой последовательности), принцип предметного обучения, принцип постепенности, достаточного учебного времени (для преодоления формализма), снижение содержания до минимума, но увеличения учебных часов; принцип систематического устного счета, систематического повторения и закрепления пройденного, принцип систематической самостоятельности, стабильной организации учебного процесса. Главный принцип обучения - принцип понимания!

Надежда есть

После такого глубокого анализа и экскурса в историю проблемы системы образования становится многое понятно. Но, главное, вселяется надежда, что ее можно разрешить. Если наши предки это смогли сделать в сложнейшее для страны время, то и мы справимся. Еще раз убеждаешься, что новое – это хорошо забытое старое. Хорошо, что есть люди, которые смогли вспомнить это «старое» и внедрить в образование. Правда, до признания на государственном уровне пока дело не дошло, но результаты уже есть. И главный аргумент состоит в том, что дети с удовольствием идут в школу, любят, умеют и хотят учиться. А, значит, "Русской классической школе" быть.

Наталья ЛАРИНА

Сергиева Пасха

Такие события случаются один раз в человеческой жизни, их последствия из временной жизни переходят в Вечную

Преподобный Сергий Радонежский шествует по России

Преподобный очень почитал своих родителей – Кирилла и Марию и всегда говорил, что прежде чем к нему прийти, надо навестить его родителей

Из Хотьхово на Благовещенское поле

Каков был дух этого крестного хода? Зачем нужно было идти этим крестным ходом? Какую пользу люди от него получили?

У архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

Очень хотелось побывать у отца Иоанна в такой день на могилке, которая находится в дальних пещерах монастыря

Ясный, высокочтимый

Как же много сегодня женщин курит. И не понимают многие, что сами беса к себе привлекают. Ходят в церковь, причащаются, а отойдут и – за сигарету

Три Спаса

Почему ореховый (хлебный) Спас прославляется меньше, чем медовый и яблочный

Кризис образования. Выход есть.

Только ленивый в наше время не ругает образование. Недавние результаты ЕГЭ снова подтвердили его плачевность. Но что же делать

Ювенальный реванш в России

Разве можно обмануть себя: опасность вовсе не у порога – она уже давно вошла в наш дом и привольно расположилась в нём

Кавалер «Большого банта»

Возвратившись с фронта, отец больше не участвовал в войнах. Он блестяще считал в уме, хотя учился полгода в церковно-приходской школе

Чтобы душа не голодала

Конкурс «Православная инициатива» дал жизнь многим проектам. В этом году гранты получила и Рязанская епархия

Педагогика монастыря

В монастыре мы приняли участие в выездном Международном педагогическом семинаре «Сергия великого почтим»

Лира

Вину я чувствую в душе. Перед отцом и перед Богом

Поэма канона

Если мудрое слово услышит разумный, то он похвалит его и приложит к себе

Кризис образования. Выход есть