Вторник, 02 августа 2022 09:45

Встреча с настоящим Избранное

Оцените материал
(0 голосов)

Моя семья – муж и старшие дети – уже три раза участвовали в рязанском проекте «Встреча» и рассказывали много интересного, поэтому, как только это стало возможным, решилась и я к ним присоединиться. Путь лагеря в этом году лежал от деревни Макарово в Клепиковском районе до Гуся-Железного в Касимовском и составил около 150 км.

ИСТОКИ

Проект живет уже 14 лет, изначально в сплав по Пре и Оке были вовлечены, помимо подростков, многие священники и семинаристы, и численность лагеря доходила до 150 человек. Сплавлялись на катамаранах и байдарках, останавливались у разрушенных храмов, помогали по мере сил. И глубокий смысл названия – «Встреча» – открывался через житие святителя Василия Рязанского, который некогда совершил восхождение по Оке против течения из Мурома в Рязань. Лагерь же сплавлялся как бы навстречу святому, по тем же местам. Организатором и руководителем проекта был и остается директор Рязанского свободного лицея Дмитрий Александрович Силкин.
Прошли годы, и обстоятельства внесли свои коррективы. Но, как и раньше, лагерь помогает храмам, многие из которых уже сложно назвать разрушенными. Как и раньше, с молитвы начинается и молитвой заканчивается каждый день.
Сохранилось самое ядро, самый дух этой ежегодной встречи. Встреча с новыми интересными людьми, с заповедной природой и с самим собой. Встреча с Богом.

ВОЗВРАЩЕНИЕ К СЕБЕ

Большая часть похода лагеря «Встреча» проходит по территории Мещёрского заповедника, где нет мобильной связи. Зарядить устройство тоже негде, внешних аккумуляторов хватает ненадолго. Смартфоны превращаются в бесполезные кусочки пластмассы и металла. При этом повсюду я вижу лица детей и подростков, озарённые смыслом. Ребята вынуждены общаться друг с другом, и это им очень нравится.
Настолько уже интернет вошёл в нашу жизнь, что до похода я не могла и дня прожить без того, чтобы не просмотреть ленту новостей, узнать, что происходит в мире, отвлечься попутно на множество побочных мелочей, походя совершить покупку чего-нибудь крайне нужного, оставить комментарий в крайне важной беседе и т.д. и т.п. И всё это способствовало некому рассеянному состоянию, в котором так сложно сосредоточиться на чём-то одном.
В походе же у меня вместо ленты новостей была одна взятая с собой книга, которую хочешь – не хочешь, но прочитаешь, вместо плейлиста – посиделки у костра с песнями под гитару иногда до глубокой ночи, вместо чатов – общение с живыми людьми.
Я и не думала, что столько лишнего было в моей жизни! Оно слетело, как шелуха, и возвращаться к этому как-то не хочется. За это я очень благодарна лагерю «Встреча».
Всё это расстояние мы прошли на вёслах. Каждый день после завтрака мы загружали вещи на катамараны и байдарки и отправлялись в путь, ближе к вечеру вставая на новом месте стоянки, разжигая костёр и готовя еду. А вечером – песни у костра. Удивительно, как много хороших песен знают подростки и как много мы с ними можем вместе спеть!
Так, в общей работе и общем отдыхе, проходили наши дни. Скоро я заметила, что отвыкла следить за временем. Конечно, организаторы похода не могли полностью отвлечься от такой насущной материи, как время, но я была простым участником.
Хочется отметить, что особое внимание наш лагерь уделяет чистоте леса. Если мы находили на местах стоянок мусор, мы убирали его. Свои пищевые отходы закапывали в глубокую яму и всё, что горело, сжигали. Таким образом, после нас стоянка становилась чище, чем до нас.
Мы сплавлялись по трём рекам: Пре, Оке и Гусю. Последняя остановка на Пре – у села Брыкин Бор. Здесь мы останавливались на целый день, чтобы поработать в дендропарке – поухаживать за редкими растениями, побывать в музее природы и полюбоваться величественными зубрами из питомника.

ЛИТУРГИЯ В РУБЕЦКОМ

Дальше нас ждал самый сложный переход – за один день нам надо было выйти из Пры в Оку и пройти как можно ближе до села Рубецкое, где на следующий день мы собирались совершить Божественную литургию.
Момент выхода из уютной Пры на окский простор – волнующий и незабываемый. Такими маленькими мы вдруг ощущаем себя! Хотя надо отметить с сожалением, что вода в Оке грязная, пить её, даже кипячёную, совсем не хочется.
Наступает вечер, и мы пристаём к ничем не примечательной песчаной косе. В несколько мгновений безлюдный берег превращается в подобие небольшого, но оживлённого городка: вот площадь с костром посередине, вот раскинулись по обе стороны улицы с домами-палатками, а вот и стоянка для транспорта – сушатся на берегу наши суда.
Наконец, на следующий день мы издалека видим купола Покровского храма села Рубецкое (Шиловский район). Снова, уже так привычно для меня, пристаём к берегу, разгружаемся, готовим, ставим палатки. На берегу нас встречает проливной дождь, плавно перетекающий в моросящий, но никого это не смущает.
Наши юноши и мужчины отправляются работать в храме, а отцы – иерей Михаил Митрохин и иерей Вячеслав Малов – по благословению настоятеля Покровского храма священника Иоанна Игнатова готовятся к службе. И вот ближе к полуночи наш лагерь, освещая себе путь фонариками, устремляется на гору, к храму.
В храме нет электричества, поэтому в паникадило, как в старину, вставляют и зажигают множество свечей, а потом поднимают его наверх. Блики играют на лицах, иконах и каменных сводах. У меня захватывает дух, кажется, что мы вдруг перенеслись в эпоху первых христиан. Мы все участвуем в Таинстве Евхаристии.
Радует, что в храм пришли даже те участники нашего похода, которые в обычной жизни имеют с Церковью мало общего. Может, зашли просто посидеть в сухости и тепле и послушать пение... Но и это на определённом этапе бывает очень важно.

ВОКРУГ АРБУЗА

Глубокой ночью мы возвращаемся в палатки, а утром снова пускаемся в путь.
Я впервые вижу с воды места, где проводила каждое лето всё своё детство. Как же изменились эти берега! Стали такими низкими... или это я выросла?..
Вскоре показываются величественные терриконы Акиньшинского карьера. Дети во все глаза наблюдают за снующей по горам щебня и песка техникой и за работой гигантских дробильных машин, от которых по реке плывёт громкий гул.
Мы делаем остановку на мысе у островка, чтобы съесть традиционный походный арбуз. Дно тут каменистое и усеянное ракушками, простор необыкновенный даже для Оки, вода прозрачная, и волны поднимаются на ветру. Мы будто на море!
Наконец мы останавливаемся в устье Гуся. Меня охватывает грусть от того, что всё закончилось, хотя впереди ещё день работы в Троицком храме Гуся-Железного.
Настаёт последний вечер у костра, и каждый говорит о своих впечатлениях за прошедшие две недели. Сказано было много, и вечер этот плавно перетёк в ночь, а потом и в рассвет, который люди, не желавшие расставаться, встретили вместе.
Вот такая получилась Встреча. Мне посчастливилось попасть в этот проект, и теперь я знаю, что не смогу не пойти в следующий раз.

Мария МАЛОВА

Прочитано 3993 раз
Другие материалы в этой категории: « «Чисты и глубоки» О чем думает молодежь »