Покаяния двери Чертог Твой вижу, Спасе мой, Он блещет славою Твоею, – Но я войти в него не смею, Но я одежды не имею, Дабы предстать мне пред Тобой. П. Вяземский С наступлением Великого поста богослужение преображается. Всё как будто покрывается траурной вуалью. Особенно первая и последняя седмица отличаются своим сугубым покаянным характером. Для прихожан эти изменения заметнее всего проявляются в пении. Уже за несколько недель до начала Великой четыредесятницы начинают звучать особые постовые песнопения – «Покаяния отверзи ми двери» и «На реках Вавилонских». Они настраивают и подготавливают нас к покаянным дням, которые должны мы провести с глубоким сокрушением о своих грехах. Так мало теперь звучит торжественных песнопений, – только в воскресные и праздничные дни. В будни же всё больше читают или поют особым «постовым» напевом. Литургия бывает среди недели только по средам и пятницам. Она проводится особым чином и называется Преждеосвященной, поскольку верующим даются для благоговейного поклонения и причащения святые дары, освящённые прежде, на полной Литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста. Проникнутая сокровенным трепетом, позволяющая скинуть на мгновенье тлен с внутренних очес и душой вознестись к горнему, эта служба затронет даже самые грубые струны нашего сердца. Дни святой четыредесятницы назначены для воздержания и покаяния, поэтому совершение в эти дни полной Литургии – самого торжественного и радостного события – несовместимо со строгостью поста, ведь тот, кто скорбит и искренно сокрушается, тот не радуется. Однако для поддержания духовных сил причастие необходимо, поэтому Литургия в будни проводится особым чином, а в праздничные дни, в воспоминание о радости Воскресения Христа, богослужение идёт привычным для нас порядком. Во время Великого поста на Литургии преждеосвященных даров «Херувимская песнь» заменяется песнопением «Ныне Силы Небесные». Оно не звучит в другое время. Только в эти покаянные дни можем мы услышать сокровенные и такие глубокие слова этого песнопения: Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат, се бо входит Царь Славы, се жертва тайная совершена дориносится. Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. Перевод: Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат, ибо вот входит Царь Славы, вот Жертва, таинственная, совершенная, торжественно ими сопровождается. С верою и любовию приступим, чтобы стать нам причастниками жизни вечной. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. «Совершенная» – и по-славянски, и по-гречески имеется в виду то, что жертва уже совершена, освящена. «Дориносится» (как и в «Херувимской» – «дориносима») – то есть торжественно сопровождается ангельскими чинами. «Дори» означает по-гречески копьё; «дориносимый» – копьеносимый. «Копьеношение» имеет в виду древний обряд триумфального входа цесаря-победителя, которого несет на щите и окружает почетный отряд копьеносцев. Этот образ победного шествия появляется в разных Литургиях в связи с Великим входом: как победитель и царь, входит Христос в окружении ангельских Сил. В дни великопостные звучит мало песнопений, но те, что мы услышим, не оставят нас равнодушными. Композиторы очень часто в своём творчестве обращаются к трепетным словам этих молитв: ведь пропетое слово ещё выразительнее отзовётся в сердце. Покаянный канон, стих «Да исправится молитва моя», «Вечери Твоея Тайныя» и «Да молчит всякая плоть человеча» – про каждое песнопение так много хотелось бы сказать. Но всё-таки самые главные слова, на мой взгляд, звучат именно в «Ныне Силы Небесныя» – да причастницы жизни вечныя будем. Ведь это смысл нашего земного бытия. Варвара МИХАЙЛОВА Рисунок Елены ФЕТИСОВОЙ |
Когда разрушали – никаких документов не требовали и не составляли, а для реставрации требуется согласование большого числа документов Верить в Россию – значит видеть и признавать, что душа ее устроена Богом Прежде всего, надо сказать, что такой национальности, как украинец, и такого государства, как Украина, исторически не существовало Редактор Ирина Ивановна Евсина, настоящая хозяйка, добродушно встречала гостей в длинном красивом зеленом сарафане народного стиля Матушка Феодосия – Божий человек, поэтому на нее с такой силой и ополчился враг рода человеческого и его проводники на земле Почему Великим постом так много родительских суббот? (смех и ужас! ужас и смех!) пропагандирует антикультуру, сознательно внедряют дегенерацию; антиэстетическое оформление разрушает понятие о прекрасном Название село получило от речки Песоченки и фамилии его владельцев Шереметьевых От обычных учащихся эти люди отличаются тем, что они глухие и слабослышащие Храм здесь – сердце, душа колонии Царица Небесная, спаси Украину! Козельщанская икона Божией Матери – одна из самых почитаемых в Русской Православной Церкви В дни великопостные звучит мало песнопений, но те, что мы услышим, не оставят нас равнодушными Зло иногда изображают в виде змея, пожирающего себя с хвоста. Этот образ является прекрасной иллюстрацией раскола |