Логотип рязанской газеты "Благовест"

Клирос – это награда или испытание?

Вот он и трудится: почётный регент Рязани Николай Николаевич Лоханков. Более 45-ти лет он посвятил регентскому делу, тридцать из них прошли в кафедральных соборах Рязани. Этот человек всегда готов поделиться опытом с молодыми регентами и ни одно крупное торжественное богослужение он не пропускает до сих пор.

Как говорится, все главные качества закладываются в человеке в детстве, и, конечно, свою незаурядную музыкальность Николай Николаевич проявлял уже с ранних лет. Он родился в селе Ерахтур Шиловского района Рязанской области. Все дети в их семье играли на гармони, а потом баяне и юного Колю с гармонью всегда с радостью ждали на свадьбах в селе. Эта любовь к музыке, к пению, особенно народному, и определила дальнейший путь Николая Николаевича. Но светской музыкой он долго заниматься не захотел, хотя все возможности были.

В 1967 году поступил в ленинградскую духовную семинарию и академию на пастырское и регентское отделение. Начальником регентского класса был выдающийся музыкант, знаток древнего пения, Николай Дмитриевич Успенский, он и сам вёл некоторые предметы. Николай Николаевич вспоминает, что преподаватели академии произвели на него огромное впечатление, это были люди ещё той, дореволюционной России, образованнейшие люди своего времени, они передавали богатый опыт «из рук в руки».

Примечательно, что в это же время студентом духовной академии был и будущий патриарх Кирилл, с которым лично знаком Николай Николаевич.

На 3 курсе по благословению владыки Никодима (Ротова) он был назначен регентом левого, а через некоторое время и правого хора семинарии. Безусловно, это была большая часть и одновременно ценный и серьёзный опыт. А затем при распределении по окончании учёбы Николай Николаевич получил назначение в Псков на должность регента архиерейского хора.

Трудное было время. Атеизм. Как найти певчих? Но, «свято место пусто не бывает», и постепенно Николаю Николаевичу удаётся собрать настоящий архиерейский хор. Конечно, пришлось потрудиться, три года прошло, пока хор не зазвучал.

Однако владыка Никодим своего земляка благословляет вернуться в Рязань, и после долгих колебаний в 1975 году Николай Николаевич переезжает в Рязань в качестве регента архиерейского хора Борисо-Глебского кафедрального собора, а затем – Христорождественского. Почти тридцать лет он трудился в этой должности, во многом помогала ему его супруга Любовь Лоханкова, солистка этого же хора. В непростое советское время удалось создать замечательный хор, собрать и разучить обширный репертуар (а ноты приходилось в большинстве случаев переписывать вручную), даже сделать аудиозаписи.

Безусловно, чтобы столько лет руководить коллективом, нужно обладать незаурядными способностями руководителя. Но на мой вопрос, какими качествами должен обладать регент, Николай Николаевич ответил очень просто: «Быть духовно образованным, сдержанным, терпеливым и любить свою профессию». Именно любовь и молитва на клиросе, по его словам, являются определяющими в регентском деле. «Молитвенность» или «немолитвенность» пения церковного хора зависит именно от регента: понимает ли он то, о чём поёт, пропускает ли слова через сердце, не отвлекается ли? Тогда и хор будет отвечать регенту, и прихожане будут понимать, о чём поют на клиросе. Именно этим регент отличается от дирижёра. Одни и те же духовные песнопения можно исполнять в церкви и на сцене, но их исполнение должно отличаться.

По словам Николая Николаевича, два человека сыграли определяющую роль в его жизни – архимандрит Авель и владыка Никодим. Это были настоящие пастыри Церкви, которые опекали то непростое время своей молитвой, заботой, советом, благословением многих рязанцев и не только. Возможно, общение с ними, а, может быть, особая природная стойкость характера обеспечили Николаю Николаевичу удивительное творческое долголетие и замечательную работоспособность. Быть регентом – дело непростое, а архиерейским регентом – тем более. Но я лично никогда не видела его на клиросе унывающим или безразличным к работе. Всегда бодр и подтянут, внимателен к службе. Николай Николаевич воспитал и научил славить Бога не один десяток певчих и регентов в разных епархиях РПЦ, но особенно много – в Рязанской, где регентовал в городских соборах около 30 лет.

«Награда будет на Небесах тем певчим, кто чистым сердцем славит Бога, а здесь всё будет: и испытания, и искушения, надо трудиться!» – говорит Николай Николаевич Лоханков в утешение и в назидание всем певчим.

Варвара МИХАЙЛОВА

Старина в проекте

Многие русские города и городки России, будто огромной стёркой стирают свое лицо

Рязанский дом Екатерины

7 декабря – день святой великомученицы Екатерины

Крестным ходом – к учительнице

В этот день 37 лет назад на девяностом году жизни преставилась старица Екатерина Михайловна Хлуденева

Жизнь как служение Господу

6 декабря исполняется 9 лет со дня праведной кончины приснопамятного архимандрита Авеля (Македонова). Батюшка скончался на 80-м году жизни

Пелена

2 ноября православная Россия отмечала 20-летие кончины приснопамятного митрополита Иоанна (Снычёва)

Календарный зоопарк

Новый год, не обидев соответствующее ему животное, а с фонарных столбов разноцветные объявления призывают решить все существующие проблемы

Соблазны нового года

Можно ли научиться избегать соблазнов, особенно накануне и во время празднования Нового года?

Свет в темнице

Роль духовенства в ресоциализации и социальной адаптации осужденных в местах лишения свободы и после освобождения

Плоды «Граната»

В христианстве плод граната символизирует вечную жизнь, духовную плодовитость, церковь, а его семена – её многочисленных членов

За кулисами «Голоса»

Эстрада вообще опасна тем, что на ней легко столкнуться с большим количеством соблазнов и страстей

Клирос – это награда или испытание?

Трудное было время. Атеизм. Как найти певчих? Но, «свято место пусто не бывает»

Заутреня Святителей

Белые от снежных хлопьев идут вечерними просторными полями Никола Угодник, Сергий Радонежский и Серафим Саровский

Клирос – это 
награда или 
испытание