Логотип рязанской газеты "Благовест"

Соблазны нового года

Отвечает игумен Паисий (Савосин)

Можно ли научиться избегать соблазнов, особенно накануне и во время празднования Нового года?

В детстве мальчиков радуют игрушечные машинки, а когда они вырастают, их уже начинают интересовать «большие и хорошие машины». Так и эти празднования нового года с хмельным весельем и скаканием – вроде детских бирюлек и погремушек. Тот, кто узнал Большее, узнал Высокую Радость, тот пытается её хранить. А если поддаётся соблазнам и теряет это Большее и Радость, то потом всё равно видит, что обманулся и страдает. Мы хотим страдать? Нет.

Однако архимандрит Авель, например, так отвечал мирянам на вопрос о трапезе в новый год: «Ну ладно уж, поешьте с рыбой...» То есть, какое-то небольшое смягчение постного режима в этот день возможно. И, главное, в наступление нового года нам стоит поблагодарить за прожитое и ещё данное нам время, попросить прощения грехов и милости Божией, покрывающей и прошлое, и будущее.

Что делать с подаренным от чистого сердца сувениром – символом восточного нового года, очередной зверюшкой, чтобы не обидеть дарящего?

Да, бывает, люди по своей наивности или... ну, решимся сказать, поверхностности (не знаю, совместимо ли это с заявленным в вопросе «чистым сердцем») – дарят кому-то подобные вещи. Вообще, как известно, зверей сотворил Господь. И, в отличие от людей, они безгрешны, хотя и тоже повредились от грехопадения человека, но живут в свою животную меру. А человек, наоборот, унизился и воспринял в себя много животного, если не сказать скотского. Потому и выбрал зверей символами или даже образцами определённых своих настроений и состояний, периодов жизни.

Но апостол Павел сказал, «что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого» (1 Кор. 8, 4). Посему эти символические изображения зверушек для того, кто знает, что они ничего не выражают, кроме ошибочных воззрений на мироздание, они... ну, лишь зверюшки-игрушки. А то что ж – если, к примеру, случится какой-нибудь «год кошки» – что, нам от всех кошек убегать, как от идолов? А с этими игрушками... Ну, если уж дарящий такой обидчивый-разобидчивый, может, принять подарок с шуткой, не принимая эту вещь всерьёз, да и использовать её лишь как детскую игрушку? А если нет – то, что делают с вещью, когда она не нужна?

Батюшка, мы расписывались с мужем в Рождественский пост, когда ничего о нём не знали, а свадьба была 7 декабря, на день Екатерины. Сейчас переживаю очень, как теперь быть?

Сказать: «Господи, прости нас грешных и малопросвещённых, мы ничего не знали тогда о Рождественском Твоём посте!» Ну, и дальше жить, стараясь соблюдать заповеди Божии. Волос на голове рвать точно не стоит. Ведь демоны, втягивая человека в грехи, стараются не только о том, чтобы собственно случился грех, а больше о том, чтобы человека выбить из колеи, дестабилизировать, чтобы он уныл и вообще опустил руки. «Нет нам дороги унывать!» – говорил прп. Серафим Саровский.

Вот, например, благоразумный разбойник, висевший на кресте рядом со Христом. Он в своей жизни допустил массу всего неправильного. Бессмысленна ли та его жизнь? Всё же нет, потому, что она завершилась его обращением. Подобное можно сказать и об апостоле Петре, о прп. Марии Египетской, да о многих. То есть, всё зависит от того, что делает человек дальше. Как он дальше живёт, после того, как понял, что такое жизнь и для чего она.

Читая Евангелие

Почему мы часто слышим, что очень важно читать Псалтырь каждый день. А Евангелие? Значит, надо читать и то, и другое? Нужно ли перед и после чтения молиться?

Да, конечно, Евангелие очень нужно читать каждый день, хоть по нескольку строчек. Ведь это слово Божие к нам. Всякий разговор предполагает обоюдность. Мы обращаемся к Богу с просьбами, благодарностями. И Он обращается к ним, отвечает. И каждый раз, несмотря на то, что мы, может, многократно читали Его Евангелие, ответ будет несколько иным. Господь всегда новый.

Относительно молитвы перед и после чтения... Вот, например, на Литургии есть «специальная» тайная молитва, читаемая священником перед чтением Евангелия, а на всенощном бдении – нет таковой. Просто «и о сподобитися нам слышанию Святаго Евангелия...» и т.д. Однако, это тоже молитвословия, хотя и краткие.

Внимание и благоговение – вот наш «главный пропуск» к словам Евангелия. Но полезна и молитва перед чтением, коль скоро нам требуется себя побудить к этому вниманию. Она может заключаться в нескольких словах (даже просто: «Господи, благослови», «Господи, вразуми» и т.п.) или в нескольких предложениях, – нет какого-то общего правила.

Есть разные примеры этих молитв из святых отцов. Например, прп. Ефрем Сирин: «Помолись прежде Богу, говоря: “Господи, отверзи уши и очи сердца моего, чтобы услышать мне словеса Твои и исполнить волю Твою” (Пс. 118: 18). “Уповаю, Боже мой, что Ты просветишь сердце моё” – всегда так моли Бога, чтобы просветился ум твой и открыл тебе силу слов Своих. Многие, понадеявшись на своё разумение, впали в заблуждение и, “называя себя мудрыми, обезумели” (Рим. 1: 22)». Или вот прп. Исаак Сирин: «К словесам таинств, заключённых в Божественном Писании, не приступай без молитвы и испрошения помощи у Бога, но говори: “Дай мне, Господи, приять ощущение заключающейся в них силы”. Молитву почитай ключом к истинному смыслу сказанного в Божественных Писаниях».

Есть ещё молитва свт. Иоанна Златоуста и другие.

Откуда взялся обычай читать Евангелие (особенно ещё взяв благословение от священника) по сорок дней за приём – за детей, или за пьяницу, или за болящего?

 

Вот слова прп. Парфения Киево-Печерского: «Чтение Псалтири укрощает страсти, а чтение Евангелия попаляет терние грехов наших: ибо слово Божие огнь попаляяй есть. Однажды в продолжение сорока дней читал я Евангелие о спасении одной благотворившей мне души и вот вижу во сне поле, покрытое тернием. Внезапу спадает огнь с небесе, попаляет терние, и поле остается чисто. Недоумевая о сем видении, я слышу глас: терние, покрывающее поле – грехи благотворившей тебе души; огнь, попаливший его, – Слово Божие, тобой за неё чтомое».

Известна также молитва, как пишет иеромонах Иов (Гумеров), составленная святителем Игнатием (Брянчаниновым): «Спаси, Господи, и помилуй рабов Твоих (имена) словами Божественнаго Евангелия, чтомыми о спасении раба Твоего. Попали, Господи, терние всех их согрешений, и да вселится в них благодать Твоя, опаляющая, очищающая, освящающая всего человека во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

Относительно же именно сорока дней чтения что сказать? Это число символическое, т.е. имеющее смысл. Например, Господь Иисус Христос сорок дней постился в пустыне. Но, конечно, нельзя сказать, что, если кто-то молился о ком-то не сорок дней, а меньше, то молитва его «недействительна». Всякая внимательная молитва действительна, молится человек один день или сорок.

Что означают слова: «Исследуйте Писание», сказанные в Евангелии?

Святитель Григорий Богослов, говоря о трудах свт. Василия Великого по истолкованию Писания свидетельствует: «Убеждаюсь не останавливаться на одной букве (Писания), и смотреть не на поверхность только, но простираться далее, из одной глубины поступать в новую глубину, призывая бездной бездну и приобретая светом свет, пока не достигну высшего смысла».

Но апостол Пётр говорит: «Никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым». И свт. Игнатий Брянчанинов поясняет, что, коль скоро мы Духа Святого в этой полноте не имеем, то должны обращаться к тем, кто имеет или имел его – ко святым отцам, к их сочинениям, истолковывающим Священное Писание.

Но и своим опытом требуется усваивать слово Писания, и это способствует углублению в понимании. Потому что, как говорит тот же свт. Игнатий, «в каждой книге много мёртвости» и оживает она тогда, когда усваиваем опытом. Например, написано в Евангелии, что «блажени нищи духом», «блажени кротции». И силу этих слов поймём, когда попытаемся это исполнять на деле.

Есть ли какие-то особенности чтения Евангелия в дни поста?

Речь идёт, надо думать, о личном, келейном чтении Евангелия. Нет, не думаю, что требуется как-то по-особенному читать его в дни поста. Подобно тому, как хорошо хранить постоянство в молитвенном правиле, так же и в чтении Писания. В «Алфавитном патерике» один из египетских преподобных отцов говорит, что желал бы для человека молитвенного правила лучше небольшого, но постоянно исполняемого, чем большого и быстро оставляемого. Подобные указания можем найти у свт. Игнатия, прп. Серафима, прпп. Оптинских старцев. То есть нам нужно найти свою меру, сколько мы можем читать, и этой меры держаться.

Можно ли читать Евангелие в телефоне, когда едешь в транспорте?

Да, можно! Есть фотография: святой праведный Иоанн Кронштадтский, сидя на палубе плывущего корабля, читает Евангелие. А вот ещё пример – древние египетские преподобные отцы, шествуя куда-либо по пустыне, на ходу прочитывали наизусть какие-нибудь книги Священного Писания, по произволению. Только смотрите, остановку свою не пропускайте.

В Псалтыри есть молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего...» Нужно ли её читать помимо Великого поста в любое время?

Обязательной общехрамовой и Общецерковной эта молитва делается в период Великого Поста. В прочие посты и в остальные дни года она может читаться христианином по произволению, если есть желание.

Старина в проекте

Многие русские города и городки России, будто огромной стёркой стирают свое лицо

Рязанский дом Екатерины

7 декабря – день святой великомученицы Екатерины

Крестным ходом – к учительнице

В этот день 37 лет назад на девяностом году жизни преставилась старица Екатерина Михайловна Хлуденева

Жизнь как служение Господу

6 декабря исполняется 9 лет со дня праведной кончины приснопамятного архимандрита Авеля (Македонова). Батюшка скончался на 80-м году жизни

Пелена

2 ноября православная Россия отмечала 20-летие кончины приснопамятного митрополита Иоанна (Снычёва)

Календарный зоопарк

Новый год, не обидев соответствующее ему животное, а с фонарных столбов разноцветные объявления призывают решить все существующие проблемы

Соблазны нового года

Можно ли научиться избегать соблазнов, особенно накануне и во время празднования Нового года?

Свет в темнице

Роль духовенства в ресоциализации и социальной адаптации осужденных в местах лишения свободы и после освобождения

Плоды «Граната»

В христианстве плод граната символизирует вечную жизнь, духовную плодовитость, церковь, а его семена – её многочисленных членов

За кулисами «Голоса»

Эстрада вообще опасна тем, что на ней легко столкнуться с большим количеством соблазнов и страстей

Клирос – это награда или испытание?

Трудное было время. Атеизм. Как найти певчих? Но, «свято место пусто не бывает»

Заутреня Святителей

Белые от снежных хлопьев идут вечерними просторными полями Никола Угодник, Сергий Радонежский и Серафим Саровский