Логотип рязанской газеты "Благовест"

«…Если ты на самом деле такой… всемогущий, всесильный, всепонимающий… разберись! Загляни в мою душу, я знаю – там есть все, что тебе надо. Должно быть. Душу-то ведь я никогда и никому не продавал! Она моя, человеческая! Вытяни из меня сам, чего же я хочу, — ведь не может же быть, чтобы я хотел плохого!..»

«Пикник на обочине» А. и Б. Стругацкие

Человек, который увидел ангела

Один из самых спорных и титулованных режиссеров советского кинематографа («Золотой лев святого Марка» и более 10 других, не менее значимых наград), ученик Михаила Ромма, сын известного поэта и… скромный житель деревни Мясное Путятинского района – это все о нем, Андрее Арсеньевиче Тарковском (1932–1986), человеке, давшем своей стране и миру «другое» кино. Кино, без преувеличения, великое! С декабря 1986-го, даты его смерти, много воды утекло. Сменился политический окрас страны, сменились времена, люди, стиль жизни. Неизменными остались только его фильмы, злободневные в любые времена…

Фильм Андрея Тарковского «Сталкер», созданный на основе повести братьев Стругацких «Пикник на обочине», увидел свет в 1979 году. Зрел он долго. Его сценарий увел литературную канву из жанра научной фантастики в зыбкую, трактуемую каждым по-своему ткань притчи. Как мечты, ткань человеческой души уводит нас из мучительной, серой реальности туда, где мы счастливы. Итак, фильм увидел свет. А «свет» увидел автора фильма. Увидел, взвесил, измерил

Забитая в тиски официоза, «государственная» публика признала фильм вредным и бессмысленным. Конечно! Не было в нем стройной идеологической линии, основанной на любви к великой родине, не принадлежали герои к единой общности, в страстном порыве строящей великое завтра! Да и богоискательство не одобрялось. Тем не менее, уже были фильмы «Иваново детство» (1962 г.), «Страсти по Андрею» («Андрей Рублев», 1966 г.), «Солярис» (1972 г.), «Зеркало» (1975 г.)…

Почему я начала со «Сталкера»? Просто для меня этот фильм был первым. В 1981 году, в маленьком клубном зальчике ныне не существующего Дома офицеров шестеро девятиклассников, забредших на сеанс по наводке учителя, увидели странное, шокирующее, малоприятное и малопонятное зрелищеПродукты советского воспитания не смогли переварить его: четверо ушли, но двоеостались. В тот день для меня, оставшейся, начался отсчет параллельного мира, не имеющего отношения к окружающей реальностимира духовности. Оловянный солдатик системы, истово верящий в коммунистические идеалы, сменил религию. Но оловянный солдатик остался без одной ноги. Это означало одиночество среди сверстников, утаивание реальных мыслей и интересов от взрослыхЯ быстро нашла спутников. Это были книги. В том числе «самиздат» и фотокниги, распространявшиеся тайно. Мой Сталкер повел меня по тропе homо cоgitаns - человека мыслящего. Тайна, сопровождающая каждый его фильм и сегодня доступна любому. Только посмотри!

На надгробии Андрея Тарковского на Русском кладбище Сент-Женевьев-де Буа выбито: «Человеку, который увидел ангела». Тайна открыта! – Тот, кто встретился с фильмами Тарковского, увидел ангела. Каждыйсвоего, ибо невозможно считать человека образом Божьим и требовать от него мыслей и чувств, снятых под копирку с кого бы то ни было. В книге «Сталкерпуть священника» иерей Димитрий Барицкий пишет: «Для многих представителей старшего поколения работы Андрея Тарковского являлись не просто образцами современной классики, они были откровением. «Сталкер» занимал среди них особое место. Он говорил о том, о чем нельзя было сказать прямо, но к чему так страстно желал прикоснуться сердцем и умом человек, ищущий ответы на «проклятые вопросы». … Своим гением Андрей Тарковский наполнил научно-фантастический сюжет подлинно Христианским содержанием».

Так что же объединяет фильмы Тарковского, и что так привлекает внимание к его личности? В вопросе есть ответличность! Воспоминания, оставленные коллегами и друзьями Андрея Арсеньевича, говорят о том, что человек он был сложный, перфекционист до мозга костей, работоголикс одной стороны, нелюдимый созерцательс другой. По всем законам природы и социума он отчаянно привлекал к себе людей, любовь и ненависть вращались вокруг него, как планеты вокруг Солнца. Кто сказал гений?! Генийкатегория неземнаяВеликий талантда! Но, если каждый из нас отринет лень и боязнь, то найдет в себе Божью искру. Малую или большую. В любом человеке она есть. Такой мастер, как Тарковский был призван высекать из окружающих эту искру. И призванность определила его нелегкую творческую судьбу.

Первый полнометражный фильм«Иваново детство»: кажется, всё простона фоне чудовищной обыденности войны живет ребенок, не узнавший детства. Ребенок, гораздо более сильный духовно, более ответственный, чем иные взрослые. Трагедия его короткой жизни и неизвестной смерти оценивается в конце взрослым человеком. И остается от фильма рвущая душу печаль и много вопросов. К самому себе. Почему я не участвую в благих делах, почему не помогаю в беде ближнему, почему не милосерден по отношению к своим родным?.. Почему, почему, почемуОдин раз посмотрев, уже не отвертеться от постоянного жаласовести.

«Страсти по Андрею», казалось бысовсем другой мотив. Общеетолько обыденность происходящего. Да, люди так жили. Да, время было дикое и жестокое, но остается в памяти, как выжженный, неуклюжий персонаж Юрия Никулина, – монах. Он столь же беззащитен, как и мальчик Иван, поглощенный войной, но его величие и бессмертиевера! Как вера Сталкера, вера Криса из «Соляриса», позволяющая этим людям подняться над обстоятельствами и проявить себя ПО-ЧЕЛОВЕЧЕСКИ. Не ползать, не ныть, не предавать, не молить о пощадесила веры превыше всего. Она открывает в человеке Божье начало. И тогда жертва во имя ее не кажется глупой и бессмысленной.

Тема жертвы проходит стержнем через «Зеркало», фильмбольше ассоциативный ряд, чем законченный сюжет. И беззащитность героев перед жизненными обстоятельствами тоже скреплена верой. Верой и надеждой. В каждой мелочи, в пристрастной, скрупулезной, медленной отработке деталей, как в фундамент здания заложены вера и надежда. Ни грамма отчаяния! Борение с отчаянием, трясиной бытия, и покаяниекак возможность очищения. Быть может, кто-то увидит в фильмах Тарковского безнадежность? Я их не увидела. Даже в тревожной «Ностальгии», даже в напряженном, как триллер, «Жертвоприношении». Только вера. И бесконечная любовь к дому, семье, родной земле. Ведь герои Тарковскогопросто люди. Люди внутри непростых обстоятельств. В этомсложная притягательность всего творческого наследия мастера. «Я вижу себя, свою боль и надежду» – тайная мысль каждого зрителя, необходимость потрясения и ощущения себя внутри экранной канвы. Я не встречала еще ни одного человека, чей комментарий увиденного был бы: «А я бы спрятался и пересидел!». Не получается «пересидеть». Приходится сопереживать. А что еще требуется душе? Если ничего такого не требуется, ходи на американские комедии! Тот, кто не хочет застыть в величии собственного обывательского благополучия, должен идти и смотреть.

Произведений такой силы в наше время до обидного мало. Ничтожно мало. Тем более ценны проекты, «теребящие» зажиревшее общество. Советский официоз так и не простил Андрею Тарковскому ухода от счастливой простоты соцреализма. Потом настали тяжкие времена. Потом нас «накормили» благополучиемНо, здоровье общества определяется не количеством благосостояния. И пора возвратить «неудобные» фильмы Тарковского, тем более, что духовная среда россиянина «очнулась» от безвременья и набирает силу. И веру!

Ирина ПЕТРОВА

К святыне в горах

Ученица Иоанна Крестителя, жена царского домоправителя Хузы, тайно в сосуде погребла честную главу пророка

«Образ молитвы»

так назывался праздничный вечер, посвященный 200-летию со дня рождения святителя Феофана Затворника Вышенского

Святитель Феофан Вышенский – патриот России

Святитель Феофан живо откликался не только на происходящее в России, но и за её пределами

Камертон души

Скопинская старица, схимонахиня матушка Феодосия (Косоротихина) упокоилась 15 апреля 2014 года

За жизнь!

Подсчету это не поддается. Но все-таки можно сказать, что спасено более 500 детей

Ноги для Валерки?

Опять я в больнице. Решилась на небольшую, но необходимую операцию

Чтобы душа не иссыхала

Есть такая русская поговорка: «глаза боятся, а руки делают»

Крик одинокой души

Как трагически поздно приходит порой прозрение

Человек, который увидел ангела

Да и богоискательство не одобрялось. Тем не менее, уже были фильмы

Чайковский в храме

Навыки церковного пения и регентства композитор получил в годы пребывания в Училище правоведения

Два серпа

От работы серп стал красивым и блестящим, а другой висел в сарае, ржавел и пылился

Андрей ТарковскийДом Андрея Тарковского