Логотип рязанской газеты "Благовест"

Камертон души

Скопинская старица, схимонахиня матушка Феодосия (Косоротихина) упокоилась 15 апреля 2014 года, в день престольного весеннего праздника Борисоглебского храма села Корневое Скопинской епархии, который она любила и которому помогала.

 Год назад скопинскую старицу отпевали в этом старинном ухоженном храме, а отец Константин Гусаров, его настоятель, по завещанию матушки Феодосии, обряжал ее в последний путь. Помянуть матушку в этот день пришли и приехали многочисленные чада угодницы Божьей из разных уголков России.

Возглавлял службу в этот день архимандрит Пимен (Адарченко), наместник монастыря в Ганиной Яме, возведенном на месте гибели святых Царственных мучеников. Он сам родом из этих мест, знал матушку с детства и приехал помянуть ее в этот день по благословению митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла, который почитал матушку Феодосию и год назад сам был на ее похоронах. Он же возглавил панихиду в часовне на кладбище Велемье.

Немощная, но сильная духом и крепкая верой, скопинская старица матушка Феодосия была воплощением Евангельской любви. Именно о мире и любви друг к другу, как о важной Христовой заповеди, старица всегда говорила всем, устремляя теплый, любящий взор на каждого входящего к ней. «Радость моя!» – встречал преподобный Серафим Саровский всякого, нуждающегося в нем. «Радость моя!» – говорила и матушка всем своим обликом. И многие десятки и даже сотни людей считали себя самыми близкими к ней, так она умела любить и понимать каждого человека. И именно ей, больной, терпеливой, смиренной, молитвенной даровал Господь дар любви, рассудительности, прозорливости, зная, что использует его матушка только для пользы людей и во славу Божию.

Посылал к ней Господь, видимо, тех, кому нужно было. Порой люди и сами не знали, что им будет необходима помощь старицы.

 У Татьяны Грачевой свекровь Клавдия была медработником и многие годы ухаживала за матушкой Феодосией. И вот как-то нужна была ей Клавдия. Зашла она к ней в дом матушки, в поселке Октябрьский. Села в келье матушки на табуреточке, в сторонке, и ждет, пока ее родственница освободится, а сама думает: «Ну что мне матушка может сказать? Я ведь сама все знаю. У меня ведь и муж есть, и ребенок». Только так подумала Татьяна, а матушка ей и говорит: «Ну что же тебе сказать? Ты же сама все знаешь». «Матушка мысли мои прочитала. – рассказала Татьяна. – Потом много раз матушка Феодосия мне помогала и от смерти вымаливала».

Над ее могилкой духовные чада поставили легкую, изящную, словно воздушную, часовню с цветными радостными витражами. Внутри нее – три мраморных надгробия и три креста: один – над могилой матушки Феодосии, второй – над могилой ее сестры Ольги, третий – над могилой ее родителей Косоротихиных Никифора Александровича и Ефросиньи Макаровны. Видно, что все сделано с большой любовью и благодарностью к почившей.

Во время панихиды в часовенке, рядом с иконой Казанской Божьей Матери, которую почитала скопинская старица, стояла очень пожилая женщина с палочкой. Потом она все громко звала Галину Ивановну, свою спутницу, чтобы та помогла ей выйти: ведь даже с палочкой
ей было тяжело передвигаться. Оказалось, что зовут ее Марией Сергеевной Волковой и окормлялась она у матушки Феодосии 48 лет. Мария Сергеевна живет в Москве, и, когда приезжала в Октябрьский, ночевала у матушки. Сначала, до пострига, она ее называла просто Натальей, как та просила. Во многих делах старица помогала ей, но главное – по молитвам матушки Волковой удалось построить на могиле брата, погибшего в Венгрии в годы Великой Отечественной войны, часовенку во имя Иоанна Воина. Сам президент Венгрии помогал Марии Сергеевне в ее хлопотах, и даже бесплатно закрепили за ней землю на кладбище в Киштелеке.

Галина Ивановна – тоже москвичка. Познакомились они с ней несколько лет назад, когда дожидались своей очереди на встречу со старицей.

Вокруг матушки Феодосии сформировался целый мир родственных душ – ее духовных чад, которых она знакомила друг с другом при жизни и продолжает это делать после своего успения. Люди помогают друг другу добрыми делами. Не обходится и без искушений, но какие Божьи дела без них делаются?!

Интересно, что круг этих людей все расширяется, и духовными чадами матушки становятся даже те, кто никогда с ней не встречался. На годовщину ее памяти на кладбище в Велемье было много местных жителей, которые при ее жизни не были у матушки Феодосии, а теперь жалели. Приезжие люди, особенно в последние годы жизни, были у нее чаще.

После панихиды народ еще долго не расходился. В березовой рощице за деревянными столами поминали добрую старицу.

А потом кто-то поехал в поселок Октябрьский, в домик, где была келья матушки Феодосии, а кто-то – опять в Борисоглебский храм в Корневое. Здесь в церковной сторожке тоже поминали матушку. Воспоминания лились рекой.

Отец Вячеслав и матушка Татьяна Агуреевы приехали из села Липитино, Ступинского района, Московской области. Они знали матушку больше двадцати лет. Рассказывает матушка Татьяна: «Когда мы уставали, я говорила своему батюшке: «Поедем, побудем у нормы». Приедешь к ней, настроишься, как у камертона, и едешь, и живешь дальше.

Матушка в отношении нас всегда была предусмотрительна. Она заранее нам все говорила, причем всегда красиво, образно, иносказательно. Если бы она нас не предупреждала, не говорила то, что мы только потом могли понять, то мы бы просто живыми, неповрежденными духовно выйти из той брани, которая нам досталась, не смогли бы...

Как-то приезжаем к ней в начале нашей семейной жизни, а она: «Здравствуйте, как ваши детки?» Меня просто затрясло, а в голове кружится: «Ну как же так, она забыла, что деток-то у нас не было». Матушка, видя наше удивление, продолжала: «Ой, ой, простите, пожалуйста, это я перепутала, тут ко мне другой батюшка приходил, у него деток много, а старшую Олечкой зовут». Тогда мы подумали, что она обозналась. Но позже, после длительных трагических испытаний, мы поняли, что говорила она именно нам. А старшую дочку у нас Олей зовут...

В начале 90-х годов прошлого века в Москве открылся Свято-Тихоновский институт. Хорошо бы и поучиться... Я к ней: «Матушка, благословите!» Она воспротивилась, прямо категорично – нет и все! Ну я и не стала поступать. Потом уже, когда у меня один ребенок родился, потом другой, я опять захотела поступать, но теперь уже в Гнесинскую академию музыки на вокальный факультет. Об этом я давно мечтала, и базовое образование у меня уже было. Но даже помыслить об этом боялась. А тут вдруг взяла и спросила у матушки: «Может, мне поучиться в Гнесинке?» Она ответила сразу: «Благословляю, учись!» В тот год конкурс был –15 человек на место, но, по молитвам матушки, я прошла. Когда окончила заочное отделение, у меня уже было четверо детей. Тогда матушка говорит: «Поступай в аспирантуру, пиши диссертацию».

Зачем? – говорю.

Пиши, потом поймешь!

Диссертацию я до сих пор пишу, но учеба в Гнесинке мне очень помогла в воспитании детей. У нас сейчас есть семейный коллектив «Встреча». Есть серьезная программа, мы с детьми выступаем и даже озвучивали своими песнями фильм «Огонь родного очага», который был представлен на Х конкурсе документальных фильмов «Семья России». Классическое музыкальное образование очень мне помогает как регенту. Храм, в котором я сейчас регентую, долгое время был закрыт. Последней певчей там была моя бабушка, а через 60 лет после открытия храма стала петь я.

У матушки Феодосии мы с моим батюшкой последний раз были за 10 дней до ее кончины, на праздник жен-мироносиц. Когда мы помолились и подошли к ней, она вдруг лично нам говорит своим красивым, образным крестьянским языком: «Тут священник старенький был, у него столько-то девочек и столько-то мальчиков, а он всех женил и всех замуж выдал». А, когда стали уходить, она как-то так вся встрепенулась и говорит: «Ты ко мне приезжай».
К чему это, мы только потом поняли, когда батюшка в тяжелую аварию попал и долго находился в коме. Дети очень переживали, а я им говорила, что матушка нам сказала, что мы должны их всех женить и замуж выдать. Батюшка выздоровел и служит, к матушке мы приезжаем, как и прежде».

Приезжают к матушке и все те, кто готов настроить души камертоном Божьей истины.

Ирина ЕВСИНА

Из воспоминаний о схимонахине Феодосии (Косоротихиной) наместника монастыря Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной Яме, архимандрита Пимена (Адарченко):

Наша семья была верующей, и именно в храме я лет с шести много слышал об одной женщине, чудесным образом очнувшейся после долгих лет беспамятства. Впервые мне удалось побывать у нее лет в десять. Барак, где лежала прикованная к кровати Наталья (мирское имя матушки Феодосии), где не было ни воды, ни центрального отопления, подарил мне чувство еще одного Дома в моей жизни.

Принимала она по ночам: днем люди побаивались реакции советской власти на их визиты к верующей, а потом так уж сложилось. Иногда с 10 вечера до 5 утра проходило до 60 человек. Матушка Феодосия ни на чем не настаивала и не обязывала людей жестко следовать ее советам. За редким исключением.

Приходил человек, просил, а она спрашивала:  «А как ты хочешь?» А человек, конечно, по-своему хочет. Он уж не от одного старца, да не от одного священника едет, чтобы услышать: как он хочет. Ему, может, и говорили, как хочет Господь, но он-то не согласен по-другому. Вот и ищет, чтобы уже, наконец-то, сказать: «Меня батюшка благословил». Матушка Феодосия посмотрит-посмотрит на такого, скажет деликатно, как она бы сделала, а потом и выдаст: «А ты попробуй, как хочешь». И пока человек не нахлебается пены своего житейского моря, так и будет до нее и во второй раз, и в третий раз бегать. И, когда она убедится, что тот созрел для ее ответа, вот тогда и скажет: куда пойти, что сделать, как ответить…

Люди черпали от матушки благодать «ведрами», чувствовали в ее молитвах опору, а в советах – истину.
А она просила:
«Живите в мире, никого не обижайте, всех любите!» Однажды обронила фразу, которую я запомнил и принял глубоко в сердце: «Если ты кому-то сказал злое слово, ты его Богу сказал».

К сожалению, вокруг нее самой не всегда это условие соблюдалось. Ее жизнь была очень трудной. Представьте, как она себя чувствовала физически. В комнате стояла жуткая жара. Форточку нельзя было открыть – матушка тут же простужалась, а народа возле нее очень много, духота постоянная. Ехали и душевнобольные, и простуженные, и с серьезными духовными проблемами. Те, и у кого в семье все плохо, и на работе плохо, и в маршрутке толкнули, и в магазине обозвали. И, пока такие люди матушку ждут, бывает, переругаются, как в очереди за колбасой. Господь, конечно, матушку держал и крепил, но многолетние приемы окончательно подорвали ее здоровье. Ночью при ней бывали келейницы, а днем она оставалась одна... И все же мы можем свидетельствовать, что она уже здесь, на земле, жила в раю. Понял я это недавно, когда услышал проповедь замечательного московского священника, протоиерея Димитрия Смирнова. Он обратился к тем, кто думает, что ада не существует: «Для многих ад уже здесь. Подойдите к зеркалу, посмотрите на свое озлобленное кислое лицо. Вы всем недовольны, все вас раздражает – да вы уже в аду».

Много нас, священников, было воспитано при ее доме. Богословскую науку мы вкладывали в себя на стороне, а настоящее евангельское образование получали в ее доме: и от нее, и от тех людей, кто приезжал к ней. Она учила нас основам христианской жизни. Матушка верила, что Господь меняет человека к лучшему, и никогда не признавала ярлыки, которые любят наклеивать на людей: вор, бандит, гордец. Она знала, что у каждого есть шанс стать лучше, и призывала видеть в людях светлое и доброе.

Печатается в сокращении, полностью на сайте

http://www.ekaterinburg-eparhia.

 

К святыне в горах

Ученица Иоанна Крестителя, жена царского домоправителя Хузы, тайно в сосуде погребла честную главу пророка

«Образ молитвы»

так назывался праздничный вечер, посвященный 200-летию со дня рождения святителя Феофана Затворника Вышенского

Святитель Феофан Вышенский – патриот России

Святитель Феофан живо откликался не только на происходящее в России, но и за её пределами

Камертон души

Скопинская старица, схимонахиня матушка Феодосия (Косоротихина) упокоилась 15 апреля 2014 года

За жизнь!

Подсчету это не поддается. Но все-таки можно сказать, что спасено более 500 детей

Ноги для Валерки?

Опять я в больнице. Решилась на небольшую, но необходимую операцию

Чтобы душа не иссыхала

Есть такая русская поговорка: «глаза боятся, а руки делают»

Крик одинокой души

Как трагически поздно приходит порой прозрение

Человек, который увидел ангела

Да и богоискательство не одобрялось. Тем не менее, уже были фильмы

Чайковский в храме

Навыки церковного пения и регентства композитор получил в годы пребывания в Училище правоведения

Два серпа

От работы серп стал красивым и блестящим, а другой висел в сарае, ржавел и пылился

Камертон души1Камертон души2