Если следить за службой внимательно, вникая в смысл каждого обряда, то нельзя не умилиться духом, присутствуя при нашем православном богослужении. П.И. Чайковский (из письма к Н.Ф. фон Мекк) Чайковский в храме Нынешний год оказался богатым на юбилеи и памятные даты. Приятно наблюдать неожиданно возросший интерес общественности к культуре и искусству, вопросам патриотизма и воспитания нравственно здорового и образованного поколения. Невозможно не вспомнить великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, 175-летие со дня рождения которого мы отмечали в апреле.
Значение его творчества для русской музыки трудно переоценить. Работая практически во всех областях музыкального искусства, Чайковский создал огромное количество подлинных музыкальных шедевров, сделав русскую музыку драгоценным достоянием мировой культуры. Его наследие огромно. Основной областью стало симфоническое и оперное творчество, хотя вокальные и инструментальные его шедевры не менее значительны. Сравнительно мало известна сфера творчества Чайковского, связанная с духовной музыкой. О ней и хотелось бы поговорить. Навыки церковного пения и регентства композитор получил в годы пребывания в Училище правоведения, где хором управлял Гавриил Ломакин. В младших классах Петр Чайковский пел трио «Ис полла эти деспота» на архиерейской службе в Екатеринин день: «Как я гордился тогда, что пением своим принимал участие в службе! Как я был счастлив, когда митрополит благодарил и благословлял нас за это пение!». Мысль о создании собственных музыкальных композиций, предназначенных для православного богослужения, появилась у П.И. Чайковского лишь в конце 70-х годов. Для Церкви композитором написаны «Литургия Святого Иоанна Златоуста» (1878), «Всенощное бдение» (1881), «Девять Духовно-музыкальных сочинений» и хор «Ангел вопияше». Первым опытом Чайковского в сфере духовной музыки была «Литургия Святого Иоанна Златоустого» – цикл песнопений для смешанного хора. Первое открытое исполнение состоялось 18 декабря 1880 года в собрании Русского музыкального общества в Москве, в зале Благородного собрания и вызвало волну неоднозначных мнений. Доброжелатели утверждали, что Литургия производит «молитвенное настроение», что в ней «не заключается чуждого русскому чувству бездушного органа», как называли в старину церковное пение Запада, ни еще более чуждого нам элемента «светскости». Недоброжелатели, напротив, указывали на многочисленные и, по их мнению, неоправданные нововведения. Многим не понравилась «нецерковность» музыки. После премьеры исполнение Литургии в храмах было запрещено (в частности, церковные власти не разрешили ее исполнение на панихиде по Николаю Григорьевичу Рубинштейну весной 1881 года. Запрет отменился только со смертью Петра Ильича: синодальный хор, исполнивший Литургию на московской панихиде по композитору, с тех пор ежегодно пел ее в день памяти Чайковского. Безусловно, многие из замечаний справедливы. Литургии Чайковского не удалось занять прочного места в церковном обиходе, за исключением «Трисвятого» из этого цикла. Слишком авторским, слишком светским оказалось произведение. Однако искренность, благоговейность и простота, к которым стремился композитор в духовных сочинениях, не может не тронуть слушателя. Сейчас «Литургия» Чайковского сделалась украшением духовно-музыкальных концертов. В 1881 году Чайковским было написано «Всенощное бдение». Трехлетний промежуток времени отделяет его от «Литургии». За это время он становится более религиозным и новые задачи ставит в своей работе. Чайковский изучает труды по истории церковного пения и бого-служения, древние мелодии и распевы. Задача, поставленная перед композитором, была чрезвычайно сложна: всенощной как самостоятельного музыкального цикла тогда не существовало. Ее вариантов в церковном обиходе насчитывалось до десяти тысяч. С этим связаны и изменения в его подходе к сочинению церковной музыки. Если в «Литургии» Чайковский свободно следовал своему личному, внутреннему чувству, то во «Всенощной» он подчиняет свое вдохновение требованиям освященной веками традиции, стремится вернуть православное богослужебное пение к его исконным древним истокам. Работая над всенощным бдением, Чайковский часто бывал в Киево-Печерской Лавре, вдохновляясь монашеским пением: «Там поют на свой древний лад, с соблюдением тысячелетних традиций, без нот и, следовательно, без претензий на концертность, – но зато что это за самобытное, оригинальное и иногда величественно прекрасное богослужебное пение». Работа, без сомнения, удалась. Чайковский стал родоначальником нового музыкального жанра и одним из самых первых русский композиторов, желающих возродить на новой музыкальной почве древние русские распевы. Вклад П. И. Чайковского в развитие духовной музыки был отмечен на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917–1918 гг. Варвара МИХАЙЛОВА |
Ученица Иоанна Крестителя, жена царского домоправителя Хузы, тайно в сосуде погребла честную главу пророка так назывался праздничный вечер, посвященный 200-летию со дня рождения святителя Феофана Затворника Вышенского Святитель Феофан Вышенский – патриот России Святитель Феофан живо откликался не только на происходящее в России, но и за её пределами Скопинская старица, схимонахиня матушка Феодосия (Косоротихина) упокоилась 15 апреля 2014 года Подсчету это не поддается. Но все-таки можно сказать, что спасено более 500 детей Опять я в больнице. Решилась на небольшую, но необходимую операцию Есть такая русская поговорка: «глаза боятся, а руки делают» Как трагически поздно приходит порой прозрение Человек, который увидел ангела Да и богоискательство не одобрялось. Тем не менее, уже были фильмы Навыки церковного пения и регентства композитор получил в годы пребывания в Училище правоведения От работы серп стал красивым и блестящим, а другой висел в сарае, ржавел и пылился |